Историография, источниковедение, архивоведение, краеведение

Летяев В.А. Восприятие римского наследия российской наукой XIX - начала XX в. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. - 214 с.

В монографии впервые проведено комплексное исследование восприятия римского наследия российской наукой в XIX - начале XX в. Определены основные стороны исторических концепций русских историков-романистов и дано им объяснение, выявлены основные темы и проблемы древнеримской истории, ими изучавшиеся, раскрыты пути включения отечественной романистики в процесс интернационализации науки, обозначена тенденция восприятия римского наследия российской наукой. Предназначена для исследователей российской историографии Древнего Рима и преподавателей.

 Астафьев В.В. История исторической науки. Историография: Учебно-методическое пособие / Под ред. А.Л. Литвина. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2009. - 38 с.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов исторического факультета Казанского государственного университета, изучающих на лекционных и практических занятиях курс "История исторической науки. Историография". Основная цель данного курса состоит в выработке у студентов навыков самостоятельной работы с исторической литературой, умения аккумулировать, оценивать, интерпретировать опыт, накопленный исторической наукой. Программа курса включает в себя анализ основных этапов становления и развития исторической науки в России. Изучение учебного материала предполагается на основе знакомства с историческими концепциями ведущих историков России, анализа их исторических трудов. Пособие содержит программу курсу, рекомендуемую литературу, тематику семинарских занятий, вопросы для самоконтроля, примерный перечень контрольных заданий.

Байбурин А.К. Символы традиционной культуры [Электронный ресурс] // Проект "Звуковая энциклопедия". - 7 c.

Лекция записана в рамках проекта "Звуковая энциклопедия" (создание аудиофонда лекций ведущих гуманитариев Санкт-Петербурга). Автор - Байбурин Альберт Кашфуллович, доктор исторических наук, декан факультета этнологии Европейского университета в СПб, ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН. Аудиофайл доступен на сайте http://www.sonoteka.spb.ru.

Вспомогательные исторические дисциплины: историческая география и картография, сфрагистика, геральдика, генеалогия: Учебно-методическое пособие / Составители: А.Л. Литвин, С.М. Каштанов, С.Ю. Малышева и др. - Казань: Казанский гос. ун-т. - 59 с.

Предлагаемое методическое пособие касается тех курсов, которые преподаются сотрудниками кафедры историографии и источниковедения исторического факультета Казанского государственного университета. В водной части рассматривается место и роль вспомогательных исторических дисциплин в системе исторического знания. Далее три главы - Историческая география и картография, Сфрагистика и геральдика, Генеалогия - включают общую характеристику соответствующего курса, программу курса, вопросы для самоконтроля, контрольно-тестовые задания, рекомендуемую литературу.

Акашева А.А. Практические рекомендации по курсу "Историческая библиография": Учебно-методическое пособие. - Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2009. - 62 с.

В учебно-методическом пособии рассматриваются прикладные вопросы курса исторической библиографии - правила библиографического описания документов и составления ссылок на них, особенности библиографического описания электронных ресурсов, а также аннотируются некоторые интернет-ресурсы по истории, культурологии, религиоведению, музееведению, искусствоведению.

 Ошарин А.В., Ткачёв А.В., Чепагина Н.И. История науки и техники: Учебно-методическое пособие. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2006. - 143 с.

В данном методическом пособии для студентов старших курсов рассматриваются вопросы, связанные с развитием науки и техники от простых орудий труда до нанотехнологии. Цели учебного курса: сформировать целостное представление о развитии науки и техники как историко-культурном явлении; структурировать информационное поле о достижениях человеческой мысли в различные периоды истории; обобщить сведения полученные по другим дисциплинам, затрагивающим проблемы развития человеческого общества; показать взаимосвязь и взаимообусловленность проблем, решаемых специалистами различных специальностей. В СПбГУ ИТМО преподавание дисциплины "История науки и техники" обеспечивается кафедрой всемирной истории.

Чёрный А.А. История техники: Учебное пособие. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2005. - 189 с.

Изложена история техники. Рассмотрено развитие техники на основе изобретений. Учебное пособие подготовлено на кафедре "Машины и технология литейного производства" и в Научно-исследовательском институте плавки литейных сплавов при ПензГУ. Оно предназначено для студентов всех форм обучения по специальности "Машины и технология литейного производства" и может быть полезно при выполнении творческих работ.

Рамазанов С.П. Кризис в российской историографии начала ХХ века: В 2 ч. Ч. 1: Постановка и попытка решения проблемы. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. - 144 с.

В монографии раскрывается сущность и содержание основных этапов кризиса в российской историографии начала ХХ века. В первой части книги анализируется дискуссия по проблеме этого кризиса, выводится определение понятия "кризис в историографии", рассматривается этап возникновения кризиса в исторической мысли России, который связывается с утверждением в ней ведущих позиций неокантианского течения. Особое внимание уделяется методологическим воззрениям лидера такого течения в русской историографии А.С. Лаппо-Данилевского. Адресуется специалистам в области отечественной и всеобщей истории исторической мысли, методологии исторического познания, философии, аспирантам, студентам.

Методологический синтез: прошлое, настоящее, возможные перспективы / Под ред. Б.Г. Могильницкого, И.Ю. Николаевой. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. - 204 с.

Монография является опытом обобщения материалов состоявшейся 29-31 января 2002 г. в Томске Всероссийской конференции, посвящённой проблеме методологического синтеза в исторической науке. В ней даётся анализ традиции междисциплинарных исследований отцов-основателей школы Анналов, в частности Ф. Броделя, служащей своеобразным ориентиром для новых поисков в этом направлении современной историографии. В монографии представлена также оригинальная концепция методологического синтеза томских историков, принципиальная новизна которой заключается в том, что выбор комплектующих для предлагаемой исследовательской стратегии методов осуществляется по принципу их взаимодополняемости, наличия общего методологического фокуса. Данное издание осуществлено в рамках программы "Межрегиональные исследования в общественных науках" Российской благотворительной организации "ИНО-Центр (Информация. Наука. Образование.)".

Никулин Р.Л., Бредихин В.Е., Захарцев С.Н. Проблемы истории экономического развития России. Ч.1. IX век - первая половина XIX века: Учебное пособие. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2005. - 80 с.

Пособие позволяет обобщить и систематизировать знания по истории экономического развития русских земель в IX веке - первой половине XIX века. Предназначено для студентов 1-2 курсов, изучающих базовый курс "Отечественная история" и элективный курс "История экономики России".

Никулин Р.Л. Проблемы истории экономического развития в России: учебное пособие. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. - Ч.2. - 80 с.

Рассматриваются основные аспекты экономического развития России во второй половине XIX века. Пособие предназначено для студентов 1-4 курсов всех специальностей вуза дневного и заочного отделений.

Камардин И.Н. Развитие техники в древнем мире: Учебное пособие по дисциплине "История техники" - Кузнецк: Кузнецкий институт информационных и управленческих технологий (филиал ПГУ), 2006. - 72 с.

Пособие написано в первую очередь для студентов инженерно-технических специальностей ВУЗов, но может быть использована другими специальностями. В условиях отсутствия литературы по истории техники данное пособие может быть полезно всем интересующимся историей развития науки и техники. В пособие рассматриваются широкий круг различных отраслей техники и огромный временной интервал, которые определяют насыщенность курса событиями и датами. В связи этим в работе освещаются те направления и отрасли техники, которые являлись наиболее важными и определяющими в рассматриваемую эпоху. Автор надеется, что данное пособие привлечет внимание студентов и поможет освоить изучаемую дисциплину.


Сальникова А.А., Галиуллина Д.М. Источниковедение отечественной истории: Учебно-методический комплекс. - Казань: Казанский гос. ун-т. - 34 с.

Цель курса "Источниковедение отечественной истории" - выработать у студентов соответствующие современному уровню развития исторической науки представления о типологии, периодизации и эволюции корпуса российских исторических источников, о методе их источниковедческого анализа. Задачи курса: дать студентам системные знания об основных понятиях источниковедения; сформулировать у них профессиональные навыки источниковедческого анализа и синтеза; познакомить их с основными источниками по отечественной истории и методами их изучения. Данный учебно-методический комплекс включает в себя методические указания, программу, вопросы для самоконтроля, примерные контрольно-тестовые задания, контрольные задания и список рекомендуемой литературы по курсу.

Сидоренко О.В. Источниковедение отечественной истории: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005. - 52 с.

Курс источниковедения входит в цикл специальных исторических дисциплин, служащих фундаментом исторического образования. Предметом изучения источниковедения являются письменные источники, являющиеся предметом следования исторической науки. Исторические источники - это всё, отражающее развитие человеческого общества для его научного познания и несущее информацию о многообразных сторонах общественной жизни. Источниковедение включает теоретическое и конкретное раскрытие связей познающего субъекта-историка с изучаемым им источником, т.е. это история и практика изучения и использования источника в историческом исследовании.


Шендерюк М.Г. Количественные методы в источниковедении: Учеб. пособие. - Калининград: Изд-во КГУ, 1996. - 75 с.

Посвящено вопросам применения количественных методов в источниковедении массовых и нарративных источников. Рассматриваются методологические проблемы применения количественных методов в исторических исследованиях; описываются основные методы математической статистики, используемые историками; анализируются источниковедческие задачи, решаемые с помощью современных методов. Адресовано в первую очередь студентам-историкам. Может быть полезно и более широкой аудитории историков-профессионалов, занимающихся клиометрическими исследованиями.


Мосолкина Т.В., Николаева Н.И. Курс лекций по источниковедению новой и новейшей истории: Учеб. пособие для студентов ист. фак. / Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов, 2004. - 94 с. - Библиогр.: с. 92-93.

Источниковедческое исследование является основой любого серьёзного исторического исследования. С середины XX в. наблюдалось возрастание интереса к теоретическому источниковедению, стало больше уделяться внимания проблемам оптимизации научного исследования, методике организации эффективного научного анализа. Тем не менее, до сих пор не выработано общепринятое представление о понятии "источниковедение", о задачах и специфике теоретического и прикладного источниковедения, о понятии "исторический источник" и классификации исторических источников, о методах источниковедческого анализа и пр. Данное учебное пособие поможет разобраться в перечисленных проблемах. Для студентов исторического факультета университета.

Селезнев Ю.В. Практикум для практических занятий по источниковедению. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. - 49 с.

Практикум подготовлен на кафедре истории России исторического факультета Воронежского государственного университета. Рекомендуется для студентов 2 курса дневного отделения исторического факультета ВГУ для специальности: 030401 - "История". Предлагаемый практикум призван содействовать овладению на практике основами научной критики исторического источника. К таковым навыкам, в частности, относятся: 1) умение выявлять особенности различных видов исторических источников; 2) применение на практике методики исторического исследования: определение истории текста, авторства, датировки, интерпретации исторического источника, определение его научной значимости; 3) знакомство с некоторыми дискуссионными проблемами современного источниковедения. Тематика отдельных заданий практикума соотносится с общим курсом источниковедения и программой практических занятий.

Мягков Г.П., Недашковская Н.И., Недашковский Л.Ф. Пространство сети Интернет для исследователей истории средневековья: информационно-справочные ресурсы, научные центры, коммуникация, источники: учебно-методическое пособие для историков. - Казань: Изд-во Института истории АН РТ, 2008. - 56 с.

В пособии представлена методика работы с научными Интернет-ресурсами, необходимыми для исследования истории средневековья, аннотированный перечень электронных адресов Интернет-сайтов, вопросы и задания для самостоятельной работы, глоссарий, список литературы. Для студентов, магистрантов и аспирантов исторических факультетов университетов.

Калинова О.Н. Русскоязычные ресурсы Интернет по истории. - Самара.: Прожект Хармони, Инк., 2000. - 37 с.

В материале приведён обзор ресурсов Интернет по истории. Разделы справочника: научно-исследовательские институты, исторические факультеты; библиотеки, каталоги ресурсов Интернет по истории (виртуальные библиотеки, полнотекстовые электронные библиотеки мифов, легенд и сказаний, энциклопедии, словари, справочники, электронные учебники, учебные материалы, исторические журналы, форумы, рефераты по истории, статьи, монографии по истории); ресурсы по истории (всемирная история, история России до 1917 года, история России с 1917 года, история городов и регионов России, археология).

Глухов А.А. Археология: Учебно-методическое пособие для студентов специальности "История". - Волгоград: ВолГУ, 2000. - 55 с.

Задача лекционного курса - ознакомить студентов с основными проблемами древнейшей истории нашей страны, с процессами и тенденциями социального, экономического, этнического развития общества, прослеживаемыми на археологических материалах. На семинарские занятия выносятся темы, требующие углубленного изучения, самостоятельной работы студентов. Приведены тематика лекций и планы семинарских занятий, списки литературы по каждой теме, контрольные вопросы. Во второй части пособия излагаются основы методики археологических раскопок и даются рекомендации студентам, проходящим археологическую практику, запланированную учебным планом. Пособие включает словарь основных археологических терминов. Подготовлено в Волжском гуманитарном институте Волгоградского государственного университета.

Телишев В.Ф. Историческое краеведение: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 07.00.02 - Отечественная история. - Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2009. - 45 с.

Учебно-методическое пособие содержит указания для выполнения студентами учебно-практической и самостоятельной работ по курсу "Историческое краеведение" в объёме, соответствующем учебному плану. В нём прослеживается становление и развитие данной дисциплины как части исторической науки и формы общественной деятельности. В пособии изложены технологический макет курса с учётом балльно-рейтинговой оценки знаний студента, содержание курса, представлен список обязательной и дополнительной литературы, тестовые задания, методологические рекомендации к выполнению самостоятельной работы, темы рефератов и вопросы для зачёта. Учебно-методическое пособие отвечает требованиям действующих образовательных стандартов и составлено с учетом многолетнего опыта преподавания курса "Историческое краеведение" для студентов, обучающихся по специальности 07.00.02 - Отечественная история.

Малышева С.Ю. Основы архивоведения: Учебное пособие. - Казань: Татарское Республиканское изд-во "Хэтер", 2002. - 170 с.

Учебное пособие написано на основе лекционного курса, читаемого на историческом факультете Казанского государственного университета. В пособии рассматриваются основы теории и практики архивного дела, вопросы истории архивного дела и его организации в России, современная организация архивного дела и сеть федеральных архивов Российской Федерации. Пособие призвано заложить теоретическую базу прохождения архивной практики студентами исторического факультета Казанского государственного университета, а также самостоятельной работы начинающих исследователей в архивах. Пособие рассчитано на студентов, аспирантов, всех интересующихся историей и современным состоянием архивов и архивного дела в России, а также для делающих первые шаги в освоении навыков работы в архивах.

Кром М.М. Историческая антропология [Электронный ресурс] // Проект "Звуковая энциклопедия". - 7 с.

История термина "антропология", характерные признаки и черты этого направления современной исторической мысли. Приводятся характеристики самых ярких образцов этого жанра, выполненных на европейском материале. Лекция записана в рамках проекта "Звуковая энциклопедия" (создание аудиофонда лекций ведущих гуманитариев Санкт-Петербурга). Автор - Кром Михаил Маркович, кандидат исторических наук, доцент факультета Европейского университета в СПб.

Историческая демография: Сборник статей / Под редакцией М.Б. Денисенко и И.А. Троицкой. - М.: МАКС Пресс, 2008. - 300 с. - (Серия "Демографические исследования", выпуск 14)

Очередной выпуск серии "Демографические исследования" по большей части основан на докладах, представленных в мае 2007 года на семинаре по исторической демографии, посвящённом 80-летию со дня рождения выдающегося отечественного ученого Д.К. Шелестова. Разнообразие представленных в сборнике сюжетов - история младенческой смертности в России, развитие семьи в Центральной Европе в Новое время, формирование немецкой диаспоры на юге России, население СССР и России в 1930-е и 1950-е годы, атрибуция собственных имен в дореволюционной России, история изучения миграции и др. - во многом отражает широкий спектр научных интересов Д.К. Шелестова. Условно сборник можно разделить на три части. Первую часть составляют статьи, посвящённые демографической истории России, вторую - работы по истории демографической науки. Завершают сборник статьи, находящиеся на стыке исторической демографии и социальной истории.

Тагиров И.Р. История и политика: Учебное пособие для студентов специальности 07.00.02 - Отечественная история. - Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2009. - 230 с.

Учебное пособие содержит курс лекций по курсу "История и политика". Актуальность проблемы взаимоотношения истории и политики очевидна. Она обусловлена как современными историческими процессами, так и усилением идеологической борьбы вокруг основных проблем отечественной истории, особенно историей воин и революций. Студенты должны усвоить, что история и политика находятся в диалектической зависимости друг от друга, задача исследователя заключается в выявлении подлинных ценностей нашей истории. Учебное отвечает требованиям действующих образовательных стандартов и составлено с учетом опыта преподавания курса "История и политика" для студентов, обучающихся по специальности 07.00.02 - "Отечественная история".

Ситдиков А.Г. Введение в этногенез народов Поволжья и Приуралья. Часть I. Истоки этногенеза финских народов: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности "История". - Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2009. - 33 с.

Учебно-методическое пособие является составной частью комплекса вводимых курсов, обеспечивающих изучение "Этногенез народов Поволжья и Приуралья". Он посвящён проблемам этногенеза и этнической истории народов Среднего Поволжья и Приуралья - одного из обширных российских регионов с полиэтничным и поликонфессиональным составом населения. Курс состоит из двух частей. Первая его часть рассматривает вопросы этногенеза финно-угорских народов на широком хронологическом и территориальном срезе. Цель курса - познакомить студентов с узловыми теоретическими проблемами, основными концепциями этногенеза и этнической истории финно-угорских, тюркских народов Волго-Уральского региона. Пособие включает материал пяти лекций.

Карякина Т.Н. Социальная этнография и демография: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - 80 с.

Социальная этнография и демография является курсом по выбору в разделе общепрофессиональных дисциплин учебного плана для студентов специальности "Социальная работа". Студент вуза в результате изучения данного курса должен получить представление об этнических проблемах, касающихся не только размещения, миграции отдельных народов, но и этнопсихологических и этносоциальных аспектов; владеть теорией и методологией социальной демографии, получить представление о роли кризисных явлений в развитии и размещении населения России в современный период, освоить технологии моделирования возрастно-половой структуры населения, определения качественного состояния населения. Предлагаемые учебно-методические рекомендации разработаны в целях оказания практической помощи студентам в изучении данного курса. Они содержат тематический план, представленный соответствующими блоками лекций и практических занятий.

Лысков А.П. Человек: путь к цивилизации. Философский аспект социальной и культурной антропологии: Монография. - М.: Изд-во "Гуманитарий" Академии гуманитарных исследований, 1997. - 120 с.

Обращаясь к широкому кругу публикаций, в которых обсуждаются проблемы философской антропологии, автор рассматривает специфику человеческого бытия как полный противоречий путь к современной цивилизации, как процесс освоения человеческим индивидом социальных и культурных ценностей. Материал интересн для всех, кто интересуется современной философской проблематикой.

Маншеев Д.М. Этнология: Учебно-методическае пособие. - Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2006. - 35 с.

Учебный курс "Этнология" является специальной темой в подготовке историков, социологов, культурологов и политологов. Он входит в блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в национально-региональный компонент. Дисциплина изучается на четвертом курсе специальности "Историк-архивист" высшего образования в течение одного семестра. Этот курс посвящён объективным основам и этапам развития этнологической науки, особенностям западноевропейской и российской этнологии. В курсе приведены основные разделы этнологической науки. Теоретические положения иллюстрируются примерами из жизни разных народов.

Открытие сайта!
Сегодня наш сайт создан и постепенно будет пополнятся полезной информацией.

 

Яндекс.Метрика