История, историография, история разных эпох и культур

Загрузка ...

Соколов Н.Н. Великая французская революция конца XVIII в.: Установочные лекции по теме. - Томск: ТГУ, 2005. - 32 с.

Установочные лекции по теме: "Великая французская революция конца XVIII в." могут быть использованы студентами Исторического факультета для подготовки к экзаменам и в будущей их преподавательской и научно-исследовательской работе в плане изучения проблемных вопросов по Новой истории, часть 1 (XVI-XIX вв.).

Древний мир. Учебно-методическое пособие для семинарских занятий по древней истории / Сост. Б.В. Шарыкин. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. - 313 с.

Учебно-методическое пособие призвано помочь студентам в подготовке к семинарским занятиям по древней истории. Вместе с тем, оно направлено на развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся, развивает их способность анализировать документы, логически мыслить, давать письменные и устные ответы, систематизировать свои знания, используя важнейшие понятия исторической науки. Пособие содержит необходимые рекомендации, задания, списки литературы, документальные материалы, которые помогут организовать свою работу.

Журавлёва И.А. Всемирная история. История средних веков: Учебное пособие. - Тула: Тульский гос. ун-т, 2007. - 214 с.

Предметом изучения является развитие мирового исторического процесса с V в. н.э. до ХVI в. н.э. и его закономерностей. Данное пособие позволит сформировать у студентов взгляд на историю как на единый процесс взаимодействия личности, социума и культуры, поможет показать международные связи и сношения, европейских, азиатских племен, народов и государств. Пособие подготовлено на кафедре истории и культурологии ТулГУ и адресовано студентам 1-го курса специальности 030402 "Историко-архивоведение".

История Древней Греции и Древнего Рима: Метод. реком. / Сост. В.А. Хилюта, М.В. Мартён. - Гродно: ГрГУ, 2001. - 84 с.

Методические указания предназначены для практических занятий по истории Древней Греции и Древнего Рима и рекомендуются студентам 1 курса дневной и заочной форм обучения факультета истории и культуры.

Всемирная история новейшего времени: Учеб. пособие. В 2 ч. Ч.1 - 1917-1945 годы / Л.А. Колоцей, М.Я. Колоцей, М.В. Мартен, И.Д. Бельская / Отв. ред. Л.А. Колоцей. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 226 с.

Учебное пособие представляет краткое изложение Всемирной истории новейшего времени. В основе авторского подхода - анализ узловых программных вопросов советской истории и новейшей истории стран Европы, Азии и США. Исторический материал анализируется комплексно: развитие экономики стран, их внутриполитической жизни, международного положения.

Всемирная история новейшего времени: Учеб. пособие: В 2 ч. Ч.2 - 1945-начало XXI в. / И.О. Змитрович, Г.М. Кривощёкий, М.Я. Колоцей и др. / Отв. ред. Л.А. Колоцей. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 207 с.

Учебное пособие представляет краткое изложение Всемирной истории новейшего времени. В основе авторского подхода - анализ узловых программных вопросов советской истории и новейшей истории стран Европы, Азии и США. Исторический материал анализируется комплексно: развитие экономики стран, их внутриполитической жизни, международного положения.

Гречко П.К. Концептуальные модели истории: Пособие для студентов. М.: Изд. корпорация "Логос", 1995. - 144 с.

Данное издание представляет собой авторскую работу, вошедшую в число победителей в открытом конкурсе "Гуманитарное образование в высшей школе", который проводился Государственным Комитетом РФ по высшему образованию и Международным фондом "Культурная инициатива". Конкурс является составной частью программы "Обновление гуманитарного образования в России".

Новейшая история: Дипломатия и политика в середине XX века: Сборник статей. - 52 с.

1. Сироткин В.Г., Алексеев Д.С. СССР и создание Бреттон-Вудской системы 1941-1945 гг.: Политика и дипломатия
2. Лапенко М.В. Роль Джеймса Форрестола в формировании антикоммунизма в США
3. Николаева Н.И. Некоторые итоги антиамериканской кампании в СССР в конце 40-х - начале 50-х годов
4. Бонцевич Н.Н. "Мы все были жертвами": Власть и общество в послевоенной Америке

Колонцов А.А., Васильев Д.А. Краткая история науки. Часть первая. - Ульяновск, 2004. - 76 с.

Данное учебное пособие подготовлено профессором кафедры зоологии и экологии Московского государственного областного педагогического института, доктором биологических наук Колонцовым Александр Алексеевичем и профессором Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии, доктором биологических наук Васильевым Дмитрием Аркадьевичем.

Учебное пособие состоит из 3-х частей, в первой части описана краткая история всей науки, во второй части - история ветеринарии в России, в третьей части - история микробиологии, вирусологии, биотехнологии. Пособие написано на основе курса лекций по дисциплине "Концепции современного естествознания", прочитанных в 1997-2004 годах в Московском государственном областном педагогическом институте и в Московской международной высшей школе бизнеса "МИРБИС".

Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 496 с.

История - обязательная учебная дисциплина во всех вузах. Говоря словами Н.Г. Чернышевского, нельзя быть образованным человеком, не зная истории. Знание истории интеллектуально и политически развивает человека, позволяет сформировать его мировоззрение и, в конечном счёте, формирует в каждом из нас гражданина. В учебнике обобщено историческое развитие человеческого общества от первобытной эпохи до настоящего времени с выделением разделов: Первобытная эпоха, Древний мир, Средневековье, Новое время и Новейшее время.

Для студентов высших учебных заведений, а также для широкого круга читателей.

Дмитриев В.А. История древнего мира: Учебно-методический комплекс дисциплины. - Псков: ПГПУ имени С.М. Кирова, 2007. - 165 с.

Учебно-методический комплекс подготовлен на кафедре всеобщей истории Псковского государственного педагогического университета им. С.М. Кирова и включает рабочую программу учебной дисциплины "История древнего мира", методические материалы и рекомендации для преподавателя, методические указания студентам, методические рекомендации по подготовке курсовых и дипломных работ, контролирующие материалы для аттестации студентов, глоссарий, хронологические таблицы, словарь персоналий государственных, политических и военных деятелей древнего мира.

Дмитриев В.А. История древнего мира. Учебно-методическое пособие для студентов исторического факультета. - Псков: ПГПИ, 2002. - 76 с.

Целью данного учебно-методического пособия является содействие более эффективной организации работы студентов первого курса исторического факультета на практических занятиях по истории древнего мира. Пособие построено таким образом, чтобы студент при подготовке к занятию знал не только его тему, план проведения, необходимые источники, литературу и т.д., но и цель своей работы, формы учебной деятельности, которые будут использованы на занятии, возможные сложности и пути их преодоления, наиболее важные моменты, на которые следует обратить внимание.

Дмитриев В.А. История древнего мира: Учебно-методическое пособие для студентов исторического факультета. Издание 2-е, исправленное и дополненное. - Псков: Издательство ПГПУ имени С.М. Кирова, 2006. - 84 с.

Целью данного учебно-методического пособия является содействие более эффективной организации работы студентов первого курса исторического факультета на практических занятиях по истории древнего мира. Такая необходимость продиктована прежде всего тем, что студенты-первокурсники незнакомы с системой учебной работы в вузе и поэтому, как правило, испытывают серьёзные трудности при подготовке к практическим занятиям и в ходе работы на них. Пособие построено таким образом, чтобы студент при подготовке к занятию знал не только его тему, план проведения, необходимые источники, литературу и т.д., но и цель своей работы, формы учебной деятельности, которые будут использованы на занятии, возможные сложности и пути их преодоления, наиболее важные моменты, на которые следует обратить внимание. Пособие включает две части: "История первобытного общества и Древнего Востока" и "История Древней Греции и Древнего Рима".

Медведев А.П. История античного мира (Древняя Греция и Древний Рим): Учебно-методический комплекс для вузов. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2009. - 54 с.

Учебно-методический комплекс подготовлен на кафедре археологии и истории древнего мира исторического факультета Воронежского государственного университета. Рекомендован для студентов 1 курса д/о и 1-2 курса з/о для специальности 030401 - "История". Пособие включает тематический план и сетку часов дисциплины, методические рекомендации к самостоятельной подготовке и сдаче фактического материала по истории Древней Греции и Древнего Рима, программу курса "История античного мира" и понятийный аппарат курса, хронологический минимум по истории Древней Греции и по истории Древнего Рима, литературу по истории Древней Греции, Древнего Рима и античного Причерноморья.

Афонюшкина А.В. История Средних веков: Учебно-методическая разработка. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2007. - 75 с.

Учебно-методическая разработка по общему курсу "История средних веков" подготовлена на кафедре истории средних веков и зарубежных славянских народов исторического факультета Воронежского государственного университета. Программа составлена в соответствии с учебным планом исторического факультета ВГУ и посвящена истории Средних веков в узком значении этого понятия - истории развития феодальной цивилизации в странах Западной Европы. Рекомендуется для студентов 2 курса дневного и вечернего отделений исторического факультета ВГУ специальности 030401 - "История".

Глебов А.Г., Скобелкин О.В. Термины европейского феодализма: Словарь. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. - 28 с.

Материал подготовлен на кафедре истории России и кафедре истории средних веков и зарубежных славянских народов исторического факультета Воронежского государственного университета. Рекомендуется для студентов 1 и 2 курсов очной и очно-заочной форм обучения исторического факультета. В словарь, построенный по алфавитному принципу, включены как термины источников, так и термины исследовательской литературы, в которых описываются основные институты и явления феодального общества и которые в источниках не встречаются.

Балтийский регион в истории России и Европы / Под ред. В.И. Гальцова. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005. - 252 с.

Представлены статьи, подготовленные исследователями на основе докладов и сообщений Международной научной конференции, прошедшей в Калининградском государственном университете (ныне - Российский государственный университет им. И. Канта) 29-30 октября 2004 г., в которых отражены различные проблемы истории Балтийского региона с древнейших времён до ХХ века включительно с акцентом на российско-европейские отношения. Издание рассчитано на специалистов-историков, политологов и краеведов.

Бондаренко Е.Ю. История городов: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2002. - 124 с.

В настоящем учебнике, имеющем своей целью рассмотрение теории и истории развития города, формируется научное определение города, которое предполагает, в частности, ответы на следующие вопросы: каковы характерные признаки города как особого объекта, в чем проявляются особенности его функций, каковы причины и время, историческая обусловленность появления, тенденции развития? Выявления "механизма" самого движения, обусловившего необходимость новой содержательной сущности, обеспечивает глубинное понимание города как социального явления, его субстанциональной сущности. Данный учебник освещает проблему взаимосвязи общего и особенного в городе. Город античный и средневековый, город французский, греческий, русский - это совершенно разные явления. Но есть нечто общее, что образует его специфику как особого социального организма. Анализу общего и особенного в развитии различных городов мира также посвящено это исследование.

Бродянский Д.Л. История первобытного общества: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. - 107 с.

Автор объясняет студентам, как люди объявились на Земле и стали людьми. Дальневосточная земля одаривала находками и открытиями, помогла узнать Кадо в изображениях на древней вазе и камнях, помогла заглянуть в прошлое и немного прибавить к его познанию. Познавая истоки, люди познают себя. Рисунки к учебному пособию подготовила художница М.Т. Маркевич, рецензентами выступили А.Р. Артемьев, И.С. Жущиховская, В.Д. Леньков.

Калимонов И.К. Основы научных исследований (зарубежная история): Практикум (Тексты для самостоятельного изучения). - Казань: Казанский гос. ун-т, 2006. - 277 с.

Данная работа призвана ознакомить студентов с базовыми принципами самостоятельного научного поиска и написания научного сочинения, нацелить на освоение методов исторического исследования, применяемых в западноевропейской и отечественной науке, изучающей историю стран Запада в новое и новейшее время. Учебно-методическое пособие представляет собой парафраз или прямое изложение текстов различных работ по теории и методологии истории, систематизированных по темам изучения. Это позволяет составить общее представление о предмете изучение и облегчает дальнейшее освоение литературы. Спецкурс "Основы научных исследований", рассчитанный на 34 часа изучения состоит из 3 частей. Первая часть непосредственно связана с курсом философии: данные тексты раскрывают принципы философии и методологии науки, необходимые для наработки навыков научно–исследовательской деятельности студентов. Вторая часть знакомит с правилами поиска информации, обоснования цели и задач, научного анализа, систематизации и обобщения данных, знакомит с основными действиями в ходе проведения исследования на основе обобщения опыта западноевропейской историографии XX века. Третья часть предоставляет возможность ознакомиться с правилами оформления научного сочинения, требованиями, предъявляемыми к постановке цели научной работы, введению и основному содержанию научной работы. Здесь же даётся представление о логико-методологических требованиях к обоснованию результатов научной работы.


Костяшов Ю.В. Сербы в Австрийской монархии в XVIII веке: Монография. - Калининград: Изд-во КГУ, 1997. - 220 с.

Монография посвящена истории той части сербского народа, которая с конца XVII в. оказалась в составе монархии Габсбургов. Исследуются демографические процессы, экономическое и общественно-политическое развитие сербов под властью Австрии в XVIII в. Особое внимание уделено изучению роли православной церкви в истории народа и проблеме формирования сербской нации. Монография предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей исторических специальностей.

Туган-Барановский Д.М. Наполеон и республиканцы (Из истории республиканской оппозиции во Франции в 1799-1812 гг.). 2-е изд. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - 258 с.

В книге рассматривается история республиканской оппозиции во Франции в годы консульства и империи Наполеона I: её политический состав, идеологическая направленность, конкретные формы проявления. Значительное место уделяется различным выступлениям против Наполеона I в защиту республики. В работе использованы малоизвестные документы, опубликованные в разное время за рубежом, а также некоторые материалы советских архивов и Национального архива Франции. Книга рассчитана на специалистов-историков, студентов исторических факультетеов и всех, кто интересуется наполеоновской эпохой и западноевропейским революционным движением.

Воробьёва Н.Н. Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины ХIХ - начала ХХ в.: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 216 с.

На основе широкого круга историографических источников второй половины ХIХ - начала ХХ в. в пособии рассматриваются научные концепции церковно-государственных отношений в Римской империи I-IV вв., даётся характеристика теоретико-методологических принципов исторических исследований, проводится сравнительный анализ оценок наиболее важных аспектов проблемы. Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности "Теология", а также может представлять интерес для студентов, аспирантов и преподавателей исторических факультетов.

Балтийский регион в международных отношениях XVIII-XX вв.: Тезисы международной конференции. - Калининград: Изд-во КГУ, 2003. - 87 с.

В сборнике представлены тезисы докладов по различным аспектам международных отношений в регионе Балтийского моря в Новое и Новейшее время, прочитанных учёными из России, Польши, Латвии и Германии на международной научной конференции в Калининградском государственном университете 10-11 октября 2003 г. Издание рассчитано на специалистов-историков, политологов и краеведов.

Куликов А.В. Восточная политика Рима и политическая борьба в Римской республике (II-I вв. до н.э.). - Псков: ПГПИ, 2004. - 108 с.

Взаимоотношения Рима и его соседей, в частности, эллинистических монархий, являются одним из важнейших вопросов в истории международных отношений в древности. Можно с уверенностью сказать, что они в немалой степени определяли общий ход исторических процессов, протекавших в Восточном Средиземноморье II-I вв. до н.э. Учебное пособие посвящено проблеме влияния внутриполитической борьбы господствующих сословий римского общества (сенаторского и всаднического) на характер восточной политики Рима конца Республики.

Костяшов Ю.В., Кузнецов А.А., Сергеев В.В., Чумаков А.Д. / Под редакцией В.В. Сергеева. Восточный вопрос в международных отношениях во второй половине XVIII - начале ХХ вв. Учебное пособие. - Калининград: Изд-во КГУ, 1997. - 86 с.

Пособие призвано дать студентам-историкам целостное представление об истории Восточного вопроса в контексте европейской международной жизни и национально-освободительного движения народов Османской империи на протяжении почти двух веков. Основное место в пособии отводится разнообразным документальным материалам с комментариями авторов, что позволяет осуществлять самостоятельное углубленное изучение данной большой исторической темы. Предназначено для студентов исторических факультетов и преподавателей истории специальных учебных заведений.

Глобальные конфликты нового и новейшего времени: Учебное пособие / Под ред. проф. Н.В. Паниной. - М.: МИЭМ, 2005. - 117 с.

Спецкурс "Глобальные конфликты нового и новейшего времени" призван помочь разобраться в сложном переплетении международных событий, политических тенденций, целей и задач различных государств и союзов стран, их роли в формировании того общего, что составляет содержание истории на современном этапе. Предназначен для студентов и преподавателей технических вузов.

Коротких Л.М. Древняя история Восточного Средиземноморья: Цикл лекций по курсу "История Древнего Востока". - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004. - 41 с.

Предлагаемый курс лекций знакомит студентов с древнейшей историей Восточного Средиземноморья, культурное наследие которого на протяжении многих тысячелетий составляет фундамент человеческой цивилизации. Цикл лекций подготовлен на кафедре археологии и истории древнего мира исторического факультета Воронежского государственного университета. Рекомендуется для студентов первых курсов всех форм обучения.

Индукаева Н.С. История международных отношений 1918-1945 гг.: Учебное пособие. - Томск: ТГУ, 2003. - 113 с.

Учебное пособие, посвящённое истории международных отношений 1918-1945 гг., предназначено для студентов специальности "Международные отношения" исторического факультета Томского университета.

Бикеева Н.Ю. История средних веков: Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности "История". - Казань: Казанский государственный университет, 2008. - 72 с.

В пособии представлена программа курса истории Средневековой Европы, тематика семинарских занятий, список тем контрольных работ и рекомендации по их написанию, список важнейших источников и литературы. Также в пособии содержится перечень вопросов к зачёту и экзамену. В приложении даны источники по темам семинарских занятий.

Логинов А.Н. История стран Азии и Африки в Средние века: Краткий курс лекций. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. - 106 с.

В настоящем издании предложен краткий курс лекций по истории стран Азии и Африки в Средние века, отражающий современный уровень отечественной историографии и обеспечивающий комплексный подход к формированию знаний студентов-историков. Издание включает лекции, читаемые автором на факультете истории и международных отношений Волгоградского государственного университета.

Акимкина Н.А. Материалы к лекции "Италия в 1945-1999 гг." для студентов 4 курса ОЗО. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000. - 44 с.

Приведены материалы к лекции "Италия в 1945-1999 гг." для студентов 4 курса ОЗО. Напечатано по решению кафедры новой и новейшей истории РГУ.

Беспрозванных Е.Л. Лидеры Тибета и их роль в тибето-китайских отношениях XVI-XVIII вв. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. - 356 с.

Книга посвящена истории тибето-китайских отношений в XVII-XVIII вв., а также рассмотрению роли тибетских лидеров в этом процессе. Отношения двух стран исследуются на основе сравнительного анализа традиционных китайских и тибетских внешнеполитических концепций, что позволяет наиболее достоверно оценить характер отношений Тибета и Китая на определенном историческом этапе. Рассмотрение деятельности семи политических и религиозных лидеров Тибета дает возможность выявить их роль в процессе включения Тибета в состав Цинской империи, показать влияние борьбы между церковью и государством на изменение международного статуса Тибета. Значительное внимание уделяется анализу роли и места Тибета в составе империи Цин. Предназначено для всех, интересующихся историей Тибета и Центральной Азии.

Кучма В.В. Развитие государственного строя Германии и Японии в период Нового времени: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. - 72 с.

В пособии дана характеристика основных государственно-правовых (в т.ч. конституционных) институтов Германии и Японии, раскрыты исторические истоки их становления и определены тенденции дальнейшего развития. Для преподавателей, аспирантов и студентов вузов и колледжей юридического профиля.

Золов А.В. США: борьба за мировое лидерство (К истории американской внешней политики. ХХ век): Учебное пособие: В 2 ч. - Ч.1. - Калининград: Изд-во КГУ, 2000. - 100 с.

Пособие призвано дать студентам-историкам представление о характере и содержании внешней политики США в ХХ веке, раскрыть формы и методы борьбы американских правительств за установление мировой гегемонии. Основное место в пособии отводится разнообразным документальным материалам с комментариями автора, что должно помочь студентам самостоятельно изучить данную историческую тему. Предназначено для студентов исторических факультетов и преподавателей истории средних специальных учебных заведений.

Золов А.В. США: борьба за мировое лидерство (К истории американской внешней политики. ХХ век): Учебное пособие: В 2 ч. - Ч.2. - Калининград: Изд-во КГУ, 2000. - 129 с.

Пособие призвано дать студентам-историкам представление о характере и содержании внешней политики США в ХХ веке, раскрыть формы и методы борьбы американских правительств за установление мировой гегемонии. Основное место в пособии отводится разнообразным документальным материалам с комментариями автора, что должно помочь студентам самостоятельно изучить данную историческую тему. Предназначено для студентов исторических факультетов и преподавателей истории средних специальных учебных заведений.

Беспрозванных Е.Л. Тибето-китайские отношения в XVII-XVIII веках: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - 120 с.

В сжатой форме излагаются основные сведения по проблеме тибето-китайских отношений в XVII-XVIII веках. Данная проблема подробно рассматривается в одноименном спецкурсе, а также затрагивается в курсе лекций по истории стран Азии и Африки в Новое время. В работе содержатся основные внешнеполитические концепции императорского Китая и традиционного Тибета, выделяются узловые моменты отношений двух стран на протяжении рассматриваемого периода, дается хронология тибето-китайских отношений. Главная цель пособия. способствовать лучшему пониманию студентами истории стран Центральной Азии в целом и в частности истории Тибета и Китая. Предназначено для студентов-историков, специализирующихся в рамках кафедры новой и новейшей истории.

Камардин И.Н. Техника первобытного общества: Учебное пособие по дисциплине "История техники" - Кузнецк: Кузнецкий институт информационных и управленческих технологий (филиал ПГУ), 2006. - 60 с.

Пособие написано в первую очередь для студентов инженерно-технических специальностей вузов, но может быть использована другими специальностями. В условиях отсутствия литературы по истории техники данное пособие может быть полезно всем интересующимся историей развития науки и техники. В пособии рассматриваются широкий круг различных отраслей техники и огромный временной интервал, которые определяют насыщенность курса событиями и датами. В связи в работе освещаются те направления и отрасли техники, которые являлись наиболее важными и определяющими в рассматриваемую эпоху. Автор надеется, что данное пособие привлечёт внимание студентов и поможет освоить изучаемую дисциплину.