Культурология, теория и история культуры, прикладная культурология

Душечкина Е.В. Русская ёлка: история, мифология, литература. Ч.1 [Электронный ресурс] // Проект "Звуковая энциклопедия". - 2001. - 7 стр.

Лекция записана в рамках проекта "Звуковая энциклопедия" (создание аудиофонда лекций ведущих гуманитариев Санкт-Петербурга). Автор - Душечкина Елена Владимировна, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы Санкт-Петербургского государственного университета.

Душечкина Е.В. Русская ёлка: история, мифология, литература. Ч.2 [Электронный ресурс] // Проект "Звуковая энциклопедия". - 2001. - 15 стр.

Лекция записана в рамках проекта "Звуковая энциклопедия" (создание аудиофонда лекций ведущих гуманитариев Санкт-Петербурга). Автор - Душечкина Елена Владимировна, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы Санкт-Петербургского государственного университета.

Тинина З.П. История европейского театра от античности до новейшего времени. Ч.I: Античность, средневековье, Возрождение: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - 112 с.

Учебно-методическое пособие содержит материалы по методике преподавания части I по истории и теории театра, в которую вошла история театра античности, средневековья и эпохи Возрождения. Эта часть включает в себя краткий конспект лекционного курса, частично заменяющий три многотомных учебника (История зарубежного театра: В 3 ч. М., 1971-1977; История западноевропейского театра: В 8 т. М., 1956-1987; История зарубежного театра: В 4 ч. М., 1981-1987) о наиболее значимых театральных событиях из истории европейского театра. Эти исторические события построены в хронологическом порядке и с учётом современного менталитета, идеологических и политических реалий в нашей стране. Учебно-методическое пособие рассчитано в помощь студентам I и II курса ВГИИК по дисциплине "История и теория театра" специальности 053300 "Режиссура театрализованных представлений и праздников". Работа представляет собой учебно-методическое пособие, содержащее материалы по методике преподавания дисциплины в соответствии с ГОСТом и учебным планом по истории и теории театра.

На перекрёстке культур: русские в Балтийском регионе. - Вып. 7: В 2 ч. / Под. общей ред. А.П. Клемешева. - Калининград: Изд-во КГУ, 2004. - Ч.1. - 258 с.

В статьях сборника анализируются актуальные гуманитарные проблемы культурной жизни в Этонии, Латвии, Литве, Германии, Голландии, Калининградской области. Представленный материал позволяет лучше понять место русской культуры в культурах народов балтийских государств, оценить направления и перспективы взаимодействия разных этнических культур в этом регионе. Сборник адресован культурологам, историкам, литературоведам, лингвистам, фольклористам, этнологам - широкому кругу специалистов, исследующих вопросы культурных взаимодействий.

На перекрёстке культур: русские в Балтийском регионе. - Вып. 7: В 2 ч. / Под общей ред. А.П. Клемешева. - Калининград: Изд-во КГУ, 2004. - Ч.2. - 229 с.

В представленных в сборнике работах анализируются общие вопросы культурного взаимодействия этносов в странах Балтии, Германии и Голландии, Калининградской области. Представленный материал позволяет лучше понять возможность и проблемы межэтнического и межкультурного диалога в этом регионе, перспективы мультикультурализма в условиях культурной глобализации, факторы и механизмы межкультурных и межгосударственных отношений в этом регионе. Сборник адресован философам, культурологам, историкам, политологам, филологам, этнологам - широкому кругу специалистов, исследующих вопросы культурных взаимодействий.

Культура русской провинции. Новые исследования: Материалы научно-практической конференции / Отв. ред. В.П. Кудинов. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. - 120 с.

17-18 октября 2001 года в Тамбовском областном краеведческом музее состоялась научно-практическая конференция "Культура русской провинции. Новые исследования", которая была посвящена 365-летнему юбилею города Тамбова.

Предлагаем вашему вниманию материалы докладов и сообщений, освещающих значительный массив культурного наследия в археологических, историко-краеведческих, литературоведческих, искусствоведческих и этнографических изысканиях последних лет.

Есин А.Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 216 с.

В пособии раскрываются основные проблемы культурологии и рассматриваются такие важнейшие категории, как культура и цивилизация, система ценностей и эмоционально-ценностные ориентации, культура личности и культура общества, культурологические концепции мира и человека, образ жизни и др.

Освоение этих ключевых категорий и понятий даёт возможность самостоятельно анализировать ту или иную эпоху или явление культурной жизни. В конце пособия предлагается блок вопросов и заданий для проверки знаний.

Пособие может быть использовано также студентами педагогических колледжей.

Кирилова А.В. Культурология. Методическое пособие для студентов специальности "Социально-культурный сервис и туризм" заочной формы обучения. - Новосибирск: НГТУ, 2010. - 40 с.

Обучение студентов специальности "Социально-культурный сервис и туризм" проводится по целому ряду дисциплин, каждая из которых вносит свой вклад в портрет будущего специалиста. Курс "Культурологии" является актуальным и востребованным, поскольку помогает обеспечивать квалификационные характеристики выпускников. От понимания проблем культурологии зависит мировоззрение и общий уровень культуры студентов, приобщение к ценностям мировой и отечественной культуры, практическая деятельность будущих специалистов, их ориентация в современной культуре, способность адаптироваться к быстрым изменениям в различных сферах жизни.

Кутузов А.В. Культурология: учеб. пособие. Ч.1 / А.В. Кутузов; ГОУ ВПО РПА Минюста России, Северо-Западный (г. Санкт-Петербург) филиал. - М.; СПб.: ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2008. - 56 с.

В учебном пособии освещаются знаковые этапы культурного развития мировой цивилизации. Основное внимание уделено узловым моментам развития основ теории и истории культуры. Пособие рассчитанона студентов высших учебных заведений, изучающих курс "Культурология".

Куляскина И.Ю., Титлина Е.Ю., Киселёва О.В. Культурология: Учебное пособие. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2001. - 52 с.

Пособие включает краткое изложение содержания двух основных разделов курса культурологии: истории культурологической мысли и теории культуры. Планы лекций и списки литературы по темам помогут читателю лучше ориентироваться в изучаемом предмете и в случае необходимости более глубокого самостоятельного изучения названных разделов. Соответствует программе курса культурологии и государственному стандарту высшего образования РФ. Предназначено для студентов очного и заочного обучения всех специальностей, изучающих культурологию. Пособие подготовлено на юридическом факультете Амурского государственного университета.

Кондрашёва М.И., Недобоева А.Е., Богер Л.Ф., Иванов А.П., Коробов А.А., Санникова Т.Л. Культурология. Учебно-методический комплекс. - Екатеринбург: Уральская государственная юридическая академия, 2006. - 28 с.

Культурология - комплексная гуманитарная наука, изучающая культуру в целом. Именно поэтому она занимает ведущее место в системе социогуманитарных дисциплин. Цель курса состоит в выработке у студентов осмысленного отношения к феномену культуры, ясного понимания роли культуры в жизни любого цивилизованного общества. Изучение культурологии должно способствовать развитию интеллекта, интереса к искусству как части культуры, стремлению приобщиться к культурным ценностям как необходимому условию овладения профессией юриста, служебного роста, развития творческой личности.

Культурология. Учебно-методические материалы / Сост. В.А. Потатуров, Н.В. Осипова, М.Е. Буров. - М.: МИЭМП, 2007. - 24 с.

Программа курса "Культурология" составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Тематика курса предполагает изучение культуры, её сущности, форм, её составных частей и функций. Предназначена для студентов всех специальностей и форм обучения МИЭМП.

Еникеева Д.М. Конспект лекций по культурологии. - 160 с.

Данное учебное пособие, рекомендованное студентам высших учебных заведений, включает в себя в основном теорию культуры и адресовано студентам социально-гуманитарных специальностей. Пособие представляет собой краткое изложение основного материала лекций по курсу "Культурология".

Лужанкова Т.Б. Культурологическая подготовка студентов педагогического колледжа. - Саратов: ГОУ СПО "Саратовский областной социально-педагогический колледж", 2008. - 8 с.

В студенческой аудитории учебный курс "Культурология" появился сравнительно недавно, в начале 90-х годов на волне перестройки системы социально-гуманитарного образования и реформирования образования на постсоветском пространстве. Именно в эти годы в общественном сознании сформировалось убеждение в том, что и общество, и отдельный человек нуждаются в знаниях о том, что социум и культура - это органично взаимосвязанные стороны единого социокультурного процесса, что человек - это "дитя" и одновременно творец культуры и от его активности в социокультурном пространстве зависит скорость, направленность и эффективность социальных трансформаций. И, наконец, общество осознало, что культура - это такой многослойный пласт информации, изучению которого должно отводиться особое место в современном информационном обществе.

Культурология. Учебное пособие // Под редакцией доц. Н.Н. Фоминой, , доц. Н.О. Свечниковой. - СПб: СПбГУ ИТМО, 2008. - 483 с. [Фомина Н.Н, Борисов О.С., Свечникова Н.О., Толстикова И.И., Филичева Н.В.]

Предлагаемое учебное пособие создано на основе курса лекций по культурологии, который в течение многих лет читается студентам СПбГУ ИТМО, и соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Пособие адресовано студентам дневного и вечернего отделений технических вузов.

Культурология: метод. указания / Сост. О.Л. Протасова. - Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. - 16 с.

Содержат разделы "Культурология как наука", "Периодизация культурно-исторического процесса", "Этническая и национальная культура"; даётся представление о предмете культурологии и её месте в системе гуманитарного знания. Предназначены для студентов 1-5 курсов всех форм обучения, изучающих курс "Культурология", а также для всех интересующихся данной проблематикой.

Акоева Н.Б. Культурология. Рабочая программа дисциплины. Направление подготовки 050100 "Педагогическое образование". - Славянск-на-Кубани: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт", 2011. - 18 с.

Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, интерактивная доска, презентации в системе Power Point, банк данных видео по курсу), музея факультета истории и юриспруденции.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учётом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению "Педагогическое образование" и профилю подгoтoвки "История", "Правовое образование", "Начальное и дошкольное образование", "Русский язык", "Литература", "Математика и информатика", "Экономическое образование, технологическое образование", "Английский язык, немецкий язык".

Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.

Пособие подготовлено на кафедрах теории культуры, этики и эстетики и исторической культурологии Ростовского государственного университета. Представляя авторскую концепцию содержания культурологии как научной и учебной дисциплины, отвечает требованиям государственного образовательного стандарта. Содержит типологии культуры, материалы по теории культуры, проблемам современного культурологического знания, взаимоотношениям культуры с обществом, природой, личностью. Для студентов высших учебных заведений, а также всех, интересующихся теорией мировой и отечественной культуры.

Культурология. Магистерская программа "Прикладная культурология". - 2 с.

Магистерская программа "Прикладная культурология".

Культурология. Учебно-методический комплекс. - 45 с.

Цель дисциплины: Познакомить с историей культурологической мысли, категориальным аппаратом данной области знания, раскрыть сущность основных проблем современной культурологии, дать представление о специфике и общих закономерностях развития мировых культур.

Теория культуры в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов заочной формы обучения / Колл. авт.; под ред. Н.М. Мухамеджановой и С.М. Богуславской. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007. - 149 с.

Учебное пособие включает материалы по следующим темам теоретической культурологии: понятие культуры, морфология культуры, культурология как наука, культура и цивилизация, культурогенез и динамика культуры, типология культур, семиотика культуры, аксиологические проблемы культуры, культура и личность, культура и общество, культура и природа. Предназначается для студентов 1-3 курсов заочного факультета при изучении соответствующих разделов культурологии.

Попов Е.А. Культурология в зеркале современной социологии, или наоборот. - 16 с.

В последнее время соприкосновение различных областей социогуманитарной традиции в науке, например, социологии и культурологии, является важнейшей ипостасью в разработке единых полипарадигмальных принципов освоения социокультурной реальности. Статья раскрывает некоторые возможности наиболее ценного, прежде всего, в научном смысле схождения современной социологии и культурологии в поиске некоего "методологического идеала". Таким идеалом может стать витализм, который раскрывает смысл социального поведения, и в этом плане "интересен" социологии, и в то же время позволяет рассматривать культуру как живой организм, остро реагирующий на общественные интенции. С этой точки зрения концепция витализма отвечает методологическим исканиям и запросам культурологического знания.

Шендрик А.И. Об актуальности культурологии как науки и учебной дисциплины // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 4.

Ответить на вопрос о том, зачем нужна культурология, не так-то просто. Здесь не обойтись парой общих фраз, не несущих никакой смысловой нагрузки. Действительно, существует целый комплекс наук, включающий в себя философию культуры, историю культуры, филологию, литературоведение, семиотику и т. д., которые изучают культуру в самых различных срезах.

Дружинин В.И. Культурология: Практикум. - Тула: Тульский гос. ун-т, 2003. - 93 с.

Практикум содержит учебно-методический материал по курсу "Культурология", тематику и программу курса, планы семинарских занятий, учебную и научную литературу к ним, культурологические термины и понятия, персоналии, контрольные тесты, контрольные вопросы по темам курса, тематику рефератов и полный список рекомендуемой литературы ко всему курсу. Пособие рассчитано на студентов классических университетов всех специальностей, педагогических вузов, учащихся колледжей, может быть полезно преподавателям культурологии.

Дружинин В.И. Культурология: Учебное пособие. - Тула: Тульский гос. ун-т, 2004. - 182 с.

Учебное пособие содержит учебные материалы по курсу "Культурология", тематику и программу курса, планы семинарских занятий, учебную и научную литературу к ним, культурологические тексты и понятия, персоналии, контрольные вопросы по темам курса, тематику рефератов и полный список рекомендуемой литературы ко всему курсу. Пособие рассчитано на иностранных студентов классических университетов всех специальностей, педагогических вузов, учащихся колледжей, может быть полезно также и преподавателям культурологии.

Лысак И.В. Культура Древности и Средневековья: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002. - 162 с.

Предлагаемое учебное пособие, предназначенное для студентов, изучающих историю культуры, представляет собой связное повествование об основных моментах и тенденциях истории мировой культуры начиная с первобытности и заканчивая культурой средневековой Европы. В нем рассматриваются вопросы экономической, социальной, политической, духовной и художественной культуры, большое внимание уделяется анализу искусства рассматриваемого периода.

Лысак И.В. Планы семинарских занятий и методические указания к ним по дисциплине "Мировая культура и искусство". - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. - 60 с.

Планы семинарских занятий и методические указания к ним разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине "Мировая культура и искусство" для образовательной профессиональной программы 100103 "Социально-культурный сервис и туризм".

Лысак И.В. Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая культура и искусство" для образовательной профессиональной программы 100103 "Социально-культурный сервис и туризм" - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2007. - 68 с.

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине "Мировая культура и искусство" для специальности 100103 "Социально-культурный сервис и туризм". В УМК приведены рабочая программа курса, карта методической обеспеченности дисциплины, структура интегрального рейтинга.

Дедюлина М.А., Папченко Е.В., Помигуева Е.А. Конспект лекций по культурологии: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. - 127 с.

Данное учебное пособие составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта для вузов, учебной программы и включает материалы по культурологии. Предназначено для студентов всех направлений. Подготовлено на кафедре философии Технологического института Южного федерального университета (ТТИ ЮФУ).

Дедюлина М.А., Папченко Е.В. Основы культурологических знаний: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. - 184 с.

Пособие составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта для вузов, учебной программы и включает материалы по культурологии. Пособие включает пять тем: Культурология как интегративное знание; Сущность и смыслы культуры; Типология культуры; Язык культуры; Социальные институты культуры. Предназначено для студентов всех специальностей. Подготовлено на кафедре философии Технологического института Южного федерального университета (ТТИ ЮФУ).

Покровская Е.А., Дудкина Н.В., Кудинова Е.В. Речевые жанры в диалоге культур. - Ростов н/Д: Foundation, 2011. - 200 с.

В настоящей монографии осуществляется сопоставительный лингвокультурологический анализ речевых жанров поздравления, инструктивно-запретительных надписей и меню в различных культурах. Лингвистический материал становится основой и доказательной базой для выводов о менталитете и системе ценностей носителей русской, английской, итальянской и французской культур. Книга предназначена для лингвистов, культурологов и всех, кто интересуется проблемами национального характера.

Журавлёва И.А. Культурология: Учебное пособие. - Тула: Тульский гос. ун-т, 2007. - 119 с.

Данное пособие поможет студентам произвести анализ наиболее общих закономерностей становления, функционирования и развития культуры, познакомит их с общими принципами организации культуры, её структурой, основными функциями. Позволит рассмотреть типологию и динамику культуры, закономерности функционирования и развития разных культур.

Запесоцкий А.С. Культурология и педагогика: проблемы взаимосвязи. - СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2010. - 7 с.

Сегодня можно достаточно определенно говорить о том, что культурология состоялась как самостоятельная отрасль научного знания. Произошло её достаточно определённое разделение с философией. В вузовском научном сообществе России этот факт не подвергался сомнению уже в 90-е годы прошлого века. Был он признан и ВАКом. Однако до последнего времени ряд крупных российских философов (академик В.С. Стёпин, д.ф.н. В.М. Межуев и др.), представляющих учреждения Российской академии наук, с существованием культурологии не соглашались.

Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. - 104 с.

Курс "Культурологии" даёт понимание того, что любая материально практическая деятельность человека вне культуры невозможна так же, как невозможна без культуры и сама жизнь человека.

Программа курса "Культурология" составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Тематика курса предполагает изучение сущности культуры, её составных частей и функций; изучение культуры человеческого общества Древнего мира, Античности, Европы и России в эпоху Средневековья, Нового и Новейшего времени.

Конспект лекций предназначен для студентов всех форм обучения.

Открытие сайта!
Сегодня наш сайт создан и постепенно будет пополнятся полезной информацией.

 

Яндекс.Метрика