Социология, история социологии, социологические исследования
Кузнецова М.А. Социальные системы и процессы: методология исследования: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. - 96 с.
Учебное пособие сочетает в себе философскую и социологическую тематику, объединяя её в рамках универсальной общенаучной методологии. Общество рассматривается как самоорганизующаяся социальная система; приводятся иллюстрации, примеры из разных областей знаний и современных социальных реалий. Такой подход "оживляет" текст, стимулирует интерес читателя, формирует фундамент первичных представлений для дальнейших исследований данной проблематики. Предназначено для студентов гуманитарных факультетов всех форм обучения. Быстряков И.К., Меерсон Е.А., Карякина Т.Н. Социальная экология: Курс лекций / Под общ. ред. Е.А. Меерсон. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. - 256 с.
В предлагаемом курсе лекций раскрыты особенности социальной экологии как науки, представлена концепция экологоориентированного развития производительных сил, отображены целеполагания эколого-ориентированной деятельности, основные аспекты, определяющие местоположение экологического императива в общей системе управления социально-экономическим развитием.
Предназначен для студентов социальных специальностей, аспирантов, преподавателей, специалистов в области экономики и социальной политики. Может быть полезен магистрантам и слушателям магистерских программ.
Васильева Е.Г. Методика и техника конкретного социологического исследования: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. - 64 с.
Учебно-методическое пособие знакомит с теоретическими основами прикладной социологии. Предлагаемая работа - результат обобщения опыта преподавания курса "Методика и техника конкретного социологического исследования" в ВолГУ. Автор стремился осветить в ней наиболее важные моменты процесса подготовки и проведения конкретного социологического исследования, включая в неё всё ценное и полезное, что было накоплено в ходе руководства экспериментальными студенческими разработками в области социологии.
Ушамирская Г.Ф. Интернализация социальных ролей учащейся и студенческой молодёжи. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. - 170 с.
В работе рассматриваются социально-ролевые функции молодёжи России, претерпевшие существенные деформации в процессе формирования новой общественно-политической системы, основанной на экономических отношениях, регулируемых рыночными законами хозяйствования.
Предназначено для студентов, молодёжных и других организаций, имеющих отношение к формированию ролевых функций молодого поколения. Может быть полезна магистрантам и слушателям магистерских программ.
Тюгашев Е.А. Социологические этюды. Методическая разработка. - Новосибирск: НГУ, 1995. - 16 с.
В методической разработке предлагаются рекомендации по организации и проведению социологических этюдов как формы развития учебно-исследовательской деятельности студентов, изучающих курсы "Общая социология", "Социология политики (Политология)" и другие социологические дисциплины. Методическая разработка адресована преподавателям гуманитарных наук.
Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика: Программа дисциплины. - Государственный университет - Высшая школа экономики, 2003. - 29 с.
Цель и задачи курса - познакомить студентов с основными концептуальными и практическими основами социальной политики, обращаясь к рассмотрению таких вопросам, как теоретические основы формирования и реализации социальной политики; история социальной политики; социальная политика в переходной экономике; социальные последствия экономических решений; социальная защита населения; государственная политика на рынке труда; финансирование социальной политики и др.
Попова Е.П. Социология организаций: некоторые аспекты становления и современная проблематика. Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. - 68 с.
В учебном пособии рассматриваются вопросы становления и развития социологии организаций, а также основные теоретические проблемы современной социологии организаций. Учебное пособие адресовано студентам социологических и экономических специальностей. Может быть полезно магистрантам и слушателям магистерских программ.
Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. История социологии: Программа дисциплины. - Российский университет дружбы народов, 2003. - 85 с.
Курс имеет своей целью дать подробную, углублённую, упорядоченную в соответствии с хронологическим принципом характеристику концептуального содержания важнейших авторских теорий, составляющих "золотой фонд" мировой социологической мысли. Настоящий курс является базисной, основополагающей дисциплиной в системе профессионального социологического образования, призванной сформировать и структурировать общий объём знаний студентов об истории развития социологических идей.
Достижение указанной цели предполагает разрешение следующих задач: осуществить систематический разбор содержания концепций, определявших доминантные ориентиры интеллектуального развития социологической теории; описать и проанализировать комплекс явных и латентных (исторических, социокультурных и мировоззренческих) оснований отдельных концепций и исследовательских подходов, разрабатывавшихся конкретными авторами и научными школами в контексте эволюции западной социологической мысли; охарактеризовать пространство базовых концептов теоретической социологии, важнейших понятий, конституирующих проблемное поле классического и современного общественно-научного дискурса; способствовать формированию и развитию у будущих специалистов историко-социологической культуры, склонности к историко-социологической рефлексии и эвристических навыков "социологического воображения"; способствовать расширению интеллектуального кругозора студентов в области истории социологии и социальных наук.
Курс рассчитан на 216 аудиторных часов (50% - лекций, 50% - практических занятий), читается три семестра. Программа включает содержание курса, списки основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы по курсу, примерные темы эссе и рефератов.
Лукс Г.А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодёжной политике. - Самара: Изд-во "Самарский университет", 2003. - 278 с.
В исследовании в доступной форме излагаются вопросы методологии, теории и технологии проектирования в региональной молодёжной инновационной среде, проведён анализ теоретических конструктов предшественников-классиков академической социологической мысли с точки зрения новых научных парадигм. Анализируется проблема создания различных систем интерпретации региональных инновационных проектов, уделено внимание принципам и задачам построения деятельности молодёжи регионов в практике инновационного проектирования. В книге развита идея математического моделирования социальных процессов и социальных технологий с помощью системы Интернет. Книга предназначена для специалистов в области социологии, социальной работы, политологии, регионоведения, социального проектирования. Она может быть использована как инструментарий для конкретной социально-проектной деятельности, как методическое подспорье для органов по делам молодёжи администраций городов, регионов и областей. Может быть полезно магистрантам и слушателям магистерских программ.
Безрукова О.Н. Социология молодёжи: Учебно-методическое пособие. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2004. - 35 с.
Рассматриваются основные методологические, методические подходы изучения молодёжи как социального феномена, описаны исследовательские стратегии в западной и отечественной социологии молодёжи, проанализированы социальные проблемы молодёжи в изменяющемся обществе, раскрыты направления молодёжной политики и социальной работы с молодёжью.
Homo institutius. Человек институциональный / Под ред. д-ра экон. наук О.В. Иншакова. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - 854 с.
В книге впервые в отечественной науке на базе междисциплинарного синтеза рассматривается феномен "человек институциональный", развиваются методологические основы его познания; предлагаются критерии и новые подходы к формализации социального содержания акторов и их окружения. Раскрывается как специфика исторического генезиса, так и актуальные характеристики бытия институциональных агентов, способы отражения анализируемых понятий в лингвистических системах. Авторы предлагают комплексно осмыслить статус человека, выявить его онтологические, гносеологические и экзистенциальные противоречия, определить направления интеграции гуманитарных наук на современном этапе в исследовании этого объекта. Дискуссионный характер затрагиваемых проблем определяет широкие рамки аудитории, которой адресована книга, представляющая интерес для специалистов, работающих в различных отраслях общественных наук, студентов, аспирантов и преподавателей высших и средних учебных заведений.
Иванов Д.В. Парадигмы в социологии: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 72 с.
В учебном пособии систематически и в доступной форме представлены основные теоретические подходы, определяющие направление и характер социологических исследований. Рассматриваются концепции классиков структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон), исторического материализма (К. Маркс, Ф. Энгельс), критической теории (М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Т. Адорно), теории социального обмена (Дж. Хоманс, П. Блау), теории рационального выбора (Дж. Коулмен), символического интеракционизма (Г. Блумер, И. Гоффман), феноменологической социологии и этнометодологии (П. Бергер, Т. Лукман, Г. Гарфинкель), теории коммуникативного действия (Ю. Хабермас), теории структурации (Э. Гидденс), конструктивистского структурализма (П. Бурдье), теории самореферентных социальных систем (Н. Луман), постмодернистской социальной теории (М. Фуко, Ж. Бодрийяр). Анализируется проблема мультипарадигмальности в современной социологии и дается авторское решение этой проблемы. Для студентов специальности "Социология".
Карякина Т.Н. Социальная этнография и демография: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - 80 с.
Социальная этнография и демография является курсом по выбору в разделе общепрофессиональных дисциплин учебного плана для студентов специальности "Социальная работа". Студент вуза в результате изучения данного курса должен получить представление об этнических проблемах, касающихся не только размещения, миграции отдельных народов, но и этнопсихологических и этносоциальных аспектов; владеть теорией и методологией социальной демографии, получить представление о роли кризисных явлений в развитии и размещении населения России в современный период, освоить технологии моделирования возрастно-половой структуры населения, определения качественного состояния населения. Предлагаемые учебно-методические рекомендации разработаны в целях оказания практической помощи студентам в изучении данного курса. Они содержат тематический план, представленный соответствующими блоками лекций и практических занятий.
Карякина Т.Н., Андреева М.В., Яцышена Т.Л. Социальная экология: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - 90 с.
Учебно-методическое пособие способствует формированию у студентов многоплановой реализации экософского подхода в условиях дезинтеграции эколого-социально-биологических основ жизнедеятельности человека. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности "Социальная работа". Может быть полезно магистрантам и слушателям магистерских программ
Кирьянов В.И., Сергеева О.В. Социология коммуникации: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. - 56 с.
В учебно-методическом пособии представлена проблематика развития и функционирования различных видов социальных коммуникаций. Предназначено для студентов социально-гуманитарных специальностей.
Ковалёва Г.Д., Ростовцев П.С. Анализ социологических данных с применением статистического пакета SPSS: Учебно-методическое пособие. - Новосибирск: НГУ, 2002. - 160 с.
Данное учебно-методическое пособие содержит методику применения анализа данных в области социологии. В пособии рассматриваются преимущественно методы, представленные пакетом программ по обработке и статистическому анализу социологических данных: Statistical Package for Social Science (SPSS). Он содержит все основные разделы анализа данных и во многих зарубежных и отечественных университетах является базовым при подготовке студентов гуманитарных факультетов.
Кузнецова М.А. Социальные системы и процессы: методология исследования: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. - 96 с.
Учебное пособие сочетает в себе философскую и социологическую тематику, объединяя её в рамках универсальной общенаучной методологии. Общество рассматривается как самоорганизующаяся социальная система; приводятся иллюстрации, примеры из разных областей знаний и современных социальных реалий. Такой подход "оживляет" текст, стимулирует интерес читателя, формирует фундамент первичных представлений для дальнейших исследований данной проблематики. Предназначено для студентов гуманитарных факультетов всех форм обучения.
Матецкая А.В. Социология культуры: Учеб. пособие / Ростовский гос. пед. ун-т, кафедра социологии и политологии. - Ростов, 2006. - 260 с.
Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, изучающих социологию культуры и знакомых уже с базовыми социологическими понятиями и концепциями. Пособие представляет собой развернутое содержание учебного курса "Социология культуры", прочитанного автором студентам магистратуры, обучающимся по специальности "Социология". Цель учебного пособия - не только дать представление об особенностях социологического подхода к анализу культуры, социальных формах ее существования и развития, социальных функциях культуры, но и показать специфику социологии культуры как области социологических исследований. Автор старается привлечь внимание читателей к разнообразию подходов к анализу культуры, подчеркнуть, что социология культуры - становящаяся область знания, несмотря на давнюю социологическую традицию изучения культурных феноменов.
Содержание курса соответствует Государственному стандарту высшего профессионального образования.
Меньшикова Г.А. Экономика и социология непроизводственной сферы: Учебно-методическое пособие. - СПб.: С-Петерб. гос. ун-т, 2001. - 195 с.
В первом разделе пособия рассматриваются общие проблемы непроизводственной сферы. Во втором - рыночно ориентированные отрасли как наиболее развитые, находящиеся на стадии циклического подъёма. В третьем - анализируется финансовая сфера - одна из наиболее значимых в мировой системе воспроизводства. В четвёртом разделе разбираются проблемы бюджетных предприятий (общественный сектор экономики), значимость которых как главного носителя мирового прогресса лишь осознается, а механизм социальной мотивации развития которых находится на стадии становления.
Михайлов В.А. Социология: Курс лекций для студентов всех направлений и специальностей. - Ульяновск: УлГТУ, 2004. - 207 с.
Курс лекций подготовлен кафедрой политологии, социологии и связей с общественностью УлГТУ в соответствии с вузовским госстандартом второго поколения по дисциплине "Социология" и предназначен для студентов всех направлений и специальностей. Курс лекций включает в себя текст 9 лекций по основным темам учебной дисциплины "Социология", список литературы по каждой теме, контрольные вопросы и проблемные задания, тесты.
Михеева А.Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты: Учебное пособие. - Новосибирск: НГУ, 2001. - 74 с.
Учебное пособие содержит материалы, необходимые для понимания современных мировых и российских процессов, происходящих в сфере брака, семьи, рождаемости. При рассмотрении тенденций акцент делается на взаимосвязи двух отраслей знаний об изучаемых процессах: социологии семьи и демографии как науки о воспроизводстве населения. Предназначено студентам, аспирантам, специализирующимся по социологии и изучающим курс "Социология семьи", а также студентам других факультетов, интересующимся проблемами современной семьи.
Плимо Н. Гендерные проблемы в информационном обществе. - СПб.: Российская национальная библиотека, МОО ВПП ЮНЕСКО "Информация для всех", 2004. - 100 с.
В разделе 1 настоящего сборника вкратце рассматривается ход международных дискуссий по гендерным вопросам в связи с информационными технологиями. В разделе 2 сопоставляется влияние инфраструктурных и специфических гендерных ограничений на возможности женщин использовать потенциал новых информационных и коммуникационных технологий в разных регионах мира. Разделяющий фактор гендерной принадлежности, определяющий степень участия в информационном обществе, и проблемы, которые в связи с этим возникают, рассматриваются в части 3. Стратегиям, инициативам и лучшим моделям практического осуществления программ, направленным на решение этих проблем и на преодоление гендерного неравноправия, посвящён раздел 4. И, наконец, в 5 разделе вниманию всех заинтересованных сторон предлагается ряд конкретных действий. Издание подготовлено в рамках Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" в России.
Словарь-справочник по социальной геронтологии. - Самара: Изд-во "Самарский университет", 2003. - 208 с.
Словарь-справочник включает в себя 218 понятий и терминов социальной геронтологии, используемых в настоящее время в научных исследованиях, в практической деятельности по социальной поддержке пожилых граждан и в учебном процессе. В статьях и определениях понятий, представленных в данном справочнике, раскрываются особенности образа и качества жизни, социального и психологического самочувствия людей в пожилом возрасте, а также основные направления социальной работы и государственной социальной политики в отношении старшего поколения. Словарь-справочник является результатом совместной работы сотрудников двух кафедр социологического факультета Самарского государственного университета: кафедры социологии и политологии и кафедры теории и технологии социальной работы.
Словарь-справочник предназначен для студентов и аспирантов, изучающих социальную геронтологию, преподавателей и научных сотрудников, а также для специалистов по социальной работе. Может быть полезен магистрантам и слушателям магистерских программ.
Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебное пособие. - Новосибирск: Сибирский университет потребительской кооперации, 2006. - 194 с.
В пособии рассматривается проблематика семьеведения - области комплексных междисциплинарных исследований любви, семьи и брака. Систематизирован разнообразный научный материал, позволяющий представить различные аспекты семейной жизни. Пособие предназначено для студентов и специалистов в области домоведения, социальной работы, педагогики.
Тюгашев Е.А., Попкова Т.В. Семьеведение: Учебное пособие. - Новосибирск: Сибирский университет потребительской кооперации, 2003. - 180 с.
В пособии рассматривается проблематика семьеведения - области комплексных междисциплинарных исследований любви, семьи и брака. Систематизирован разнообразный научный материал, позволяющий представить различные аспекты семейной жизни. Пособие предназначено для студентов и специалистов в области домоведения, социальной работы, педагогики.
Михайлов В.А. Социология общественного мнения. Методические указания и рекомендации для студентов специальности "Связи с общественностью", других направлений и специальностей социально-экономического и гуманитарного профиля. - Ульяновск: УлГТУ, 2002. - 60 с.
Учебно-методическое пособие соответствует требованиям госстандарта второго поколения по курсу "Социология общественного мнения" и предназначено для студентов специальности "связи с общественностью". Пособие включает в себя тематику семинарских занятий и литературу к каждому из них, контрольные вопросы и проблемные задания, экзаменационные вопросы, материалы приложения. Работа подготовлена на кафедре политологии и социологии.
Ломтев Ю.А., Данилов Д.Н., Гуреева О.Б., Бочарова Л.Н. Социология: Сборник методических материалов. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. - 73 с.
В сборнике излагается основное содержание рабочей программы по социологии и варианты тематического плана изучения курса, исходя из отводимого количества часов. По каждой теме курса выделяются основные понятия, предлагаются планы семинарских занятий, темы контрольных работ, рефератов, докладов и литература к ним. Прилагаются: положение по оценке знаний, умений и навыков студентов, краткий социологический словарь, итоговые тесты и анкета студента. Сборник методических материалов предназначен для преподавателей, работающих со студентами технических и естественно-научных специальностей всех форм обучения и носит экспериментальный характер.
Баева Е.С., Запорожец О.Н., Левичева В.С., Лукс Г.А. Методические рекомендации по учебной и производственной практике для студентов социологического факультета специальности "Социология". - Самара: Изд-во "Самарский университет", 2003. - 16 с.
Методические рекомендации предназначены для студентов социологического факультета специальности "Социология". Методические рекомендации включают в себя описание общих положений практики, описание целей, задач, структуры учебной и производственной практики студентов.
Василенко И.В., Парамонова В.А. История российской социологии: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. - 88 с.
Тема данной работы является значимой для общего курса дисциплины "История социологии". В работе излагаются практически все основные социологические воззрения в российском обществе с начала XVIII в. по настоящее время. Представлены все наиболее крупные социологи, подробно проанализированы воззрения самых выдающихся, ключевых фигур в социологии, дан анализ их вклада в современную мировую и отечественную социологическую мысль.
Учебное пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения по специальности 020300 "Социология".
Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - М.: Гардарика, 1998. - 244 с.
Учебник отличается интегральным решением учебных задач, мотивационным построением текста, современным "многослойным" изложением, позволяющим последовательно и углублённо формировать тезаурус в области социологического знания.
Содержание характеризуется современностью теоретических подходов и доступностью изложения сложнейших сюжетов динамично развивающейся науки, опорой на российский социокультурный контекст в области фактов и примеров, органичным включением теоретических достижений современной российской социологии в тематическое изложение курса.
В инновационном ключе осуществлено методическое обеспечение текста. В учебнике даны списки литературы, "портреты" социологов, представлен словарь специальных терминов и предусмотрены механизмы "свёрнутого" изложения и воспроизводства текста (смысловые таблицы).
Предназначен для студентов высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей и тех, кто неформально интересуется проблемами социального устройства.
Токарева Е.М. Социология: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.
Конспект лекций предназначен для студентов всех форм обучения.
Целью изучения дисциплины "Социология" является приобщение студента к мировому историческому опыту социологической мысли, формирование у студентов целостного представления об обществе как системе в единстве всех составляющих его элементов и характеристик, общественных процессах и явлениях, взаимодействиях и взаимосвязях. Приобретение студентами навыков самостоятельного аналитического мышления в сфере гуманитарного знания, овладение принципами рационального подхода к процессам и тенденциям изменяющегося российского общества.
Задачи курса:
- ознакомить студента с историей возникновения и развития социологии, основами общей теории социологии, законами развития общества и его подсистем, дать понимание социального и организационного управления;
- осветить актуальные вопросы современной социальной действительности, рассмотреть противоречия, конфликты и дисфункции в обществе и определить пути их преодоления, научить анализировать социальные факты и явления, опираясь на научное знание, помочь овладеть методикой и приемами социологического исследования, сформировать системное социальное мировидение, позволяющее глубже осознать диалектику взаимосвязи личности и социума в современном цивилизационном пространстве.
Изучение социологии поможет будущим специалистам иметь правильное представление о процессах общественной жизни и вырабатывать адекватные личные и, при необходимости, управленческие реакции и виды поведения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков в тик ток