Общая история России, отечественная история

Ляпин Д.А. История России: XVII век: Учебное пособие. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2008. - 31 с.

Пособие включает программу и конспективное изложение лекционного курса, источники, литературу и интернет-ресурсы, темы к рефератам и приложения со схемами и картами.

Шепотько Л.В. История России в сравнительном освещении: Учебное пособие. - Владивосток: Мор. гос. ун-т им. адм. Г.И. Невельского, 2003. - 234 c.

Учебное пособие подготовлено с учётом новейших исследований проблем отечественной истории и соответствует требованиям учебной программы по курсу. Рассматривается история России в контексте общемирового исторического процесса, что дало возможность автору охарактеризовать отечественную историю в сравнении с историями других народов и цивилизаций. Представлен анализ современной исследовательской литературы по проблемам отечественной истории, что создаёт основу для сопоставления различных точек зрения. Пособие содержит планы семинарских занятий и проблемные задачи к темам курса, способствующие активизации познавательной деятельности. В работе использованы материалы учебных пособий А.Т. Степанищева, Л.И. Семенниковой, А.И. Уткина. Предназначено для курсантов и студентов дневной и заочной форм обучения.

Антоненко Н.В. Отечественная история: Учебно-методический комплекс / Под общ. ред. А.А. Слезина, 2007. - 232 с. - Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2007. - 232 с.

Данный учебно-методический комплекс ставит цель помочь студентам в изучении дисциплины "Отечественная история". Он включает учебную программу, краткий курс лекций, методическое пособие, содержащее планы семинарских занятий, методические указания, литературу, контрольные задания к изучаемым темам, мультимедийное сопровождение курса, материалы для самостоятельной работы и контроля знаний студентов.

Вишленкова Е.А., Гилязов И.А., Ермолаев И.П. и др. История России: Учебное пособие. Часть 1. - Казань: Казанский гос. ун-т, 2007. - 137 с.

Настоящее учебное пособие по истории России охватывает период с древнейших времён до конца XV в. Пособие подготовлено на историческом факультете Казанского государственного университета.

Ермолаев И.П., Иванов Ю.Н., Кашафутдинов Р.Г. и др. История России: Учебное пособие. Часть 2. - Казань: Казанский гос. ун-т, 2007. - 127 с.

Настоящее учебное пособие по истории России охватывает период XVI-XVII вв. Пособие подготовлено на историческом е факультете Казанского государственного университета.

Ермолаев И.П., Иванов Ю.Н., Мухамадеев А.И. и др. История России: Учебное пособие. Часть 3. - Казань: Казанский гос. ун-т, 2007. - 152 с.

Настоящее учебное пособие по истории России посвящено XVIII веку. Пособие подготовлено на историческом е факультете Казанского государственного университета.

Вишленкова Е.А., Ибнеева Г.В., Иванов Ю.И. и др. История России: Учебное пособие. Часть 4. - Казань: Казанский гос. ун-т, 2007. - 180 с.

Настоящее учебное пособие по истории России охватывает период первой половины XIX века. Пособие подготовлено на историческом е факультете Казанского государственного университета.


Вишленкова Е.А., Гончаренко Л.Н., Ибнеева Г.В. и др. История России: Учебное пособие. Часть 5. - Казань: Казанский гос. ун-т, 2007. - 204 с.

Настоящее учебное пособие по истории России охватывает период 60-90-х годов XIX века. Пособие подготовлено на историческом е факультете Казанского государственного университета.

Бродовская Л.Н., Буравлева В.В., Бухараев В.М. и др. Отечественная история: Учебно-методическое пособие для студентов неисторических специальностей. - Казань: Казанский гос. ун-т, 2008. - 191 с.

Пособие содержит программу курса, тематику лекций, планы семинарских (практических) занятий, вопросы "для самоконтроля", а также темы рефератов и творческих заданий. В него включены основные термины и понятия, хронологический минимум, персоналии по всем темам. Пособие рассчитано на использование балльно-рейтинговой системы текущего контроля. Методическое пособие отвечает требованиям действующих образовательных стандартов и составлено с учётом многолетнего опыта преподавания истории студентам неисторических специальностей.

Кузьмина О.В., Баева Е.А., Каменская Н.Е. и др. Отечественная история: Учебно-методическое пособие / Под редакцией Кузьминой О.В. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2009.- 206 с.

В пособии представлены учебные материалы и методические рекомендации по изучению истории нашей страны. Рассматриваются не только проблемы далеко прошлого, но и важнейшие события последних лет, связанные с образованием нового государства - России постсоветского периода. Пособие призвано оказать содействие студентам в творческом изучении истории нашего Отечества. Рекомендовано студентам СПбГУ ИТМО, изучающим отечественную историю.

Отечественная история: Хрестоматия / Сост. Л.В. Шепотько. - Владивосток: Морской гос. ун-т им. адм. Г.И. Невельского, 2005. - 279 с.

Представлены материалы, отражающие различные точки зрения на одну из важнейших проблем отечественной истории - проблему взаимоотношений России с Европой и Азией, проблему определения места России в мировом историческом процессе. Соответствует требованиям государственного образовательного стандарта. Хрестоматия подготовлена на кафедре истории и политологии и предназначена для студентов Гуманитарного института и Института Восточной Азии Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского.

Великая Отечественная война: (Историография): Сб. обзоров / РАН. ИНИОН. Отд. ст. наук; Ред.: Н.Н. Месяцев, В.М. Шевырин. - М.: ИНИОН, 1995. - 199 с. - (Отечественная история).

С тех далёких времён интерес к изучению истории Великой Отечественной войны, по сути, оказавшей решающее воздействие на ход второй мировой войны, не ослабевал. Исследовались её различные аспекты - от предыстории и конкретики боевых операций, до ее итогов.

И ныне, когда обстановка в мире коренным образом изменилась в связи с фундаментальными социально-политическими преобразованиями в странах бывшего социалистического лагеря, нарастает и процесс формирования иных взглядов на прошлое, в том числе и на историю Великой Отечественной войны.

Авторы настоящего сборника показывают, что этому способствует широкий доступ к архивным источникам, ранее закрытыми, отход от прежних политико-идеологических догм и штампов, что характерно для историографии всех стран. В сборнике дана достаточно полная (с учётом его объёма) характеристика происходивших изменений в российской и зарубежной историографии Великой Отечественной войны. Выделяются национальные особенности историографии разных стран. Рассматриваются основные этапы становления и развития зарубежной литературы. Обстоятельно прослеживается эволюция американской и английской историографии второй мировой войны за 1945-1990 годы. Несомненный интерес представит для читателя также германская историография прошедшей войны. В особый очерк выделена тема об оценке американской общественностью хода войны на советско-германском фронте и роли СССР в антигитлеровской коалиции. Крайне актуальной, на фоне происходящих ныне трагических с6ытий, межнациональных войн и конфликтов в мире, и в том числе в России, является и отражённая в сборнике тема о братстве народов Советского Союза в Великой Отечественной войне.

CОДЕРЖАНИЕ:
1. Плетушков М.С., Якушевский А.С. Особенности отечественной историографии Великой Отечественной войны
2. Якушевский А.С. Зарубежная литература о советско-германской войне (основные этапы и их характеристика)
2. Орлов А.С., Рогалёв А.П. Американская и английская историография второй мировой войны (1939-1945 гг.)
3. Иваницкий Г.М. Германская историография Великой Отечественной войны (80-90-е годы)
4. Валюженич А.В. Америка о сражавшемся Союзе
5. Кирсанов Н.Л. Боевое содружество народов СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Чуркин И.Н. Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа (1939-1945 гг.): Методические указания по курсу отечественной истории для студентов технического вуза всех специальностей. - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 64 с.

Методические указания предназначены студентам технического вуза, содержат рекомендации по изучению и основные положения темы "Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа (1939-1945 гг.)", список рекомендуемой литературы. Для [магистрантов, магистерских программ,] преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных факультетов вузов и всех интересующихся историей и культурой России. Работа подготовлена на кафедре "История и культура" УлГТУ.

Филимонова Е.Н. Государственные органы власти России в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): эволюция форм и методов государственного управления. - Самара: Изд-во "Самарский университет", 2005. - 24 с.

В работе исследуются проблемы изменений в функционировании государственных органов власти в России в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. На основе широкого круга источников, главную часть которых составляют документы центральных и местных государственных архивов, раскрываются формы и методы управленческой деятельности городских органов власти, определяется эффективность их функционирования в экстремальных условиях военного времени.

Никулин В.В., Бредихин В.Е. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): Учебное пособие. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2005. - 88 с.

Пособие позволяет обобщить и систематизировать знания по одному из ключевых этапов отечественной истории XX века - периоду Великой Отечественной войны, включает материалы к основным лекциям по базовому вузовскому курсу "Отечественная история", вспомогательные схемы и таблицы. Практические задания предназначены для организации семинаров, коллоквиумов, самоконтроля. Предназначено для студентов 1-3 курсов всех специальностей и форм обучения, учащихся и преподавателей подразделений ТГТУ, осуществляющих довузовскую подготовку абитуриентов гуманитарного факультета.

Бредихин В.Е., Слезин А.А., Никулин Р.Л. Древняя и Московская Русь: Учебное пособие. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2005. - 132 с.

Пособие позволяет обобщить и систематизировать знания по отечественной истории IX-XVII вв., включает лекции профессора А.А. Слезина по базовому вузовскому курсу "Отечественная история", вспомогательные схемы и таблицы. Практические задания предназначены для организации семинаров, коллоквиумов, самоконтроля. Предназначено для студентов всех специальностей и форм обучения, [магистрантов и магистерских программ,] учащихся и преподавателей подразделений ТГТУ, осуществляющих довузовскую подготовку абитуриентов гуманитарного факультета.

Древняя Русь IX-XIII вв.: Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса исторического факультета ВГПУ / Сост. С.Н. Гапочка. - Воронеж, 2008. - 237 с.

Пособие содержит материалы для семинарских занятий по курсу "История Древней Руси". В пособии отражены основные исторические процессы и события истории рассматриваемого периода: история восточных славян накануне образования и образование древнерусского государства, внутренняя и внешняя политика первых русских князей, период правления Владимира Святославовича, расцвет Киевской Руси при Ярославе и Ярославовичах, начала феодальной раздробленности. Пособие содержит темы, вопросы, задания, темы сообщений, литературу, методические рекомендации, документальные и повествовательные источники по наиболее важным проблемам социально-экономической и политической истории Киевской Руси: актовые материалы, законодательные памятники, летописи. Предназначено для студентов 1 курса исторического факультета ВГПУ, обучающихся по направлению "История".

Скворцов Ю.Е. История древней Руси: Учебное пособие. - Волгоград: ВолГМУ, 2001 - 35 с.

Пособие разработано на кафедре истории и культурологии Волгоградской государственной медицинской академии и предназначено для студентов первого курса, изучающих дисциплину "Отечественная история".

История Отечества: Проблемы. Взгляды. Люди // Под ред. проф. Е.П. Иванова. - Псков: ПГПИ, 2004. - 448 с.

Книга рассчитана на широкого читателя, в том числе учителей истории, учащихся средних и студентов высших учебных заведений. Она может быть использована всеми, кто интересуется историей России. В пособии излагается комплекс важнейших, на взгляд авторов, проблем истории нашей страны, точки зрения дореволюционных, советских и современных историков, а иногда и ученых-эмигрантов на эти проблемы. В ряде случаев помещён не только новый историографический, но и фактический материал по вопросам, которые совсем не рассматривались, рассматривались недостаточно полно или искажались в прежних, а иногда и современных, школьных и вузовских учебниках по истории России.

Плохих С.В., Ковалёва З.А. История Отечества: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2002. - 169 с.

Предлагаемое учебное пособие является печатной версией соответствующего электронного учебника для студентов, обучающихся по дистанционным технологиям. Специфика дистанционного обучения, как известно, предполагает перенесение центра тяжести в изучении любой дисциплины на самостоятельное овладение студентами необходимого учебного материала. Свою главную задачу авторы видели в том, чтобы методически и логически переосмыслить курс Отечественной истории и помочь студенту усвоить обязательный программный материал с учётом главных особенностей исторического пути, пройденного Российским государством.

Апробация данного учебного пособия в электронном варианте проходила в течение трёх лет в Открытом университете ДВГУ, что позволило скорректировать структуру, расширить учебный материал по некоторым проблемам и усилить содержание пособия за счёт наглядности.

Структура пособия - модульная (всего их четыре). Весь курс российской истории с начала IX по XX вв. представлен ключевыми проблемно-хронологическими блоками-модулями, что позволяет систематизировать материал и вводить промежуточный контроль за знаниями студентов.


Тюменцев И.О. Смута в России в начале XVII столетия: движение Лжедмитрия II. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. - 600 с.

Монография посвящена изучению движения Лжедмитрия II, ставшего главным явлением кульминационного периода Смуты в России в начале XVII столетия. Исследование основано на вновь открытых документах и перепрочтении уже известных. Предназначено исследователям, преподавателям, аспирантам, студентам, учащимся высших и средних учебных заведений, краеведам, всем интересующимся отечественной историей.

Брандт М.Ю., Ляшенко Л.М. Введение в историю: Пособие для студентов пед. ин-тов неист. фак. Под ред. А.А. Данилова. - М.: АО "Аспект Пресс", 1994. - 80 с. - (Программа: Обновление гуманит. образования в России).

В пособии в популярной форме рассматриваются некоторые ключевые проблемы исторической науки: понятие истории, особенности исторического познания, подходы к осмыслению категории всемирной истории. Отдельный раздел посвящён анализу особенностей исторического пути России. Представляет интерес для всех, кто интересуется историей.

Протасова О.Л. История российской журналистики (XVIII-XX вв.). - 26 с.

1. Российская журналистика XVIII - начала XX вв.
2. Советская периодическая печать - общая характеристика.
3. Современные отечественные СМИ: закономерности развития.

История отечественных средств массовой информации: Метод. разраб. / Сост. О.Л. Протасова. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2001. - 12 с.

Методические разработки содержат несколько разделов: цели и задачи учебного курса, краткий обзор русской журналистики, типологию периодических изданий, этапы истории цензурного законодательства, а также развёрнутый план учебного курса и список литературы по темам. Издание окажет практическую помощь не только студентам очного отделения специальности "Связи с общественностью", но и всем интересующимся историей России и русской культуры.

Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Три модели развития России / РАН. Ин-т философии. - М., 2000. - 273 с. - Имен. указ.: с. 253-257. - Рез. англ.

В книге анализируются три модели социально-исторического развития России, представленные в русской общественной мысли середины XIX - начала XX века и нашедшие полную или частичную реализацию в её социальной практике. В соответствии с принципом модальности авторами избраны в качестве предмета анализа и реинтерпретации в свете современного знания (самодержавие как модель, вполне реализовавшая себя в истории, что позволяет определить ее конструктивные основания, динамику и пределы развития; утопическая модель "русского социализма", к которой упорно обращалась русская общественная мысль в поисках путей исторического развития России и модель русского либерализма как вероятная, но не реализовавшая себя, историческая альтернатива, остающаяся открытой и по сию пору.

Кудинова Н.Т. История России IХ-ХХ веков: Учебное пособие для студентов-иностранцев технических вузов. - Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2003. - 104 с.

В учебном пособии изложены основные события многовековой истории России с IX до конца XX века. Структура и содержание пособия отражают основную тематику лекционного курса по истории России, который читается для студентов-иностранцев в Хабаровском государственном техническом университете.

Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н. История России с древнейших времён до начала XX века: Учеб. для студентов гуманит. спец. / Под ред. В.В. Керова. - М.: Высш. шк., 2001. - 784 с.

Пособие дает возможность подготовиться к поступлению в различные учебные заведения. В нём представлены как последние достижения отечественных и зарубежных специалистов по истории России, так и богатое наследие советской и дореволюционной исторической науки; учитывается неоднозначность выводов учёных по многим проблемам отечественной истории; по спорным вопросам приводятся основные точки зрения, кратко перечисляются аргументы и контраргументы в их пользу, которые удовлетворят и "либерала", и "консерватора".

Во введении излагается эффективная методика подготовки к экзамену. Текст построен так, что позволяет чётко представить себе логику и план ответа. Ответив на вопросы и выполнив задания, данные после каждой темы, вы получите дополнительную информацию. Для поступающих в вузы, преподавателей, учащихся школ, колледжей и всех интересующихся отечественной историей.

Гракина Э.И. Учёные России в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 / РАН. Ин-т рос. истории в сотруд. с ун-том им. Меллена. - М., 2000. - 388 с. - Указ. имён: с. 370-387.

В монографии показаны основные направления работы учёных и конструкторов России в годы Великой Отечественной войны: организация научной деятельности, вклад в конструирование и создание военной техники и вооружения, в мобилизацию природных и людских ресурсов, в подготовку научных кадров. Автор прослеживает роль фундаментальной науки в укреплении обороноспособности страны, формирование государственной системы организации науки, взаимоотношения науки и власти накануне и в годы войны.

Книга базируется на новейших публикациях, впервые вводимых в научный оборот архивных документах, письмах и дневниках выдающихся учёных - В.И. Вернадского, П.Л. Капицы, Г.Н. Флёрова и др.

Книга предназначена специалистам по истории России, отечественной науки и научной общественности.

Отечественная история: Конспект лекций / Потатуров В.А. - М.: МИЭМП, 2004 - 92 с.

В представленном конспекте лекций предельно кратко, но ёмко изложены все основные периоды, в рамках которых протекали важнейшие события и решались наиболее значимые проблемы российского государства и общества. В ходе тщательного изучения конспекта лекций студенты получат довольно целостное представление о российском историческом процессе, и его основных проблемах.

Конспект лекций предназначен, прежде всего, для студентов заочной формы обучения, однако его с успехом могут использовать в качестве дополнительной литературы студенты других форм обучения.

Валиуллин К.Б., Зарипова Р.К. История России. XX век. Часть 2: Учебное пособие. - Уфа: РИО БашГУ, 2002. - 234 с.

В книге делается попытка осмыслить историю России XX века, получившую развитие под непосредственным влиянием двух мировых войн и трёх революций. Исследуются причины гибели монархии и господствующих классов, установления советского тоталитарного режима, насильственной модернизации и распада СССР. Прослеживается, как при каждой смене общественного строя страна наследовала прошлые государственные традиции, усугубившие, наряду с другими причинами, кризисные явления в российском обществе.

Книга рассчитана на студентов, аспирантов и всех тех, кто интересуется историей.

Гришаев О.В. Влияние реформ в области исторического образования и исторической науки на развитие исследовательских работ в области отечественной истории в 1930-е гг.: Учебное пособие. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. - 63 с.

Учебное пособие по общему курсу отечественной историографии отечественной истории подготовлено на кафедре новейшей отечественной истории и историографии исторического факультета Воронежского государственного университета. Рекомендуется для студентов исторического факультета 3 курса дневного отделения.

Перцев В.А. История России: Часть 1. 1917-1941 гг.: Программа курса. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. - 24 с.

Программа подготовлена на кафедре новейшей отечественной истории и историографии исторического факультета Воронежского государственного университета. Рекомендована для студентов 3 курса вечернего и заочного отделений исторического факультета.

Антоненко Н.В. Идеология и программатика русской монархической эмиграции: Монография. - Мичуринск, Изд-во Мичуринского гос. аграрного ун-та, 2007. - 204 с.

В монографии фактически предпринята первая попытка комплексного подхода к изучению идейно-теоретических представлений монархической эмиграции о системе государственного устройства, экономической, социальной, национальной, конфессиональной, внешнеполитической доктрине постбольшевистской России, стратегии реализации намеченных преобразований. При этом на основе анализа различных монархических концепций автор стремился выявить основные тенденции в развитии эмигрантской консервативной мысли, осмыслить целостное содержание программ зарубежных монархических организаций. Книга рассчитана на профессиональных историков, а также на всех интересующихся историей русской эмиграции


Сидоренко О.В. Историография отечественной истории (IX - начало XX вв.): Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. - 299 с.

В предлагаемом учебном пособии содержатся основные тенденции развития российской исторической науки, особенности формирования теоретико-методологических взглядов крупнейших исследователей прошлого, анализ содержания их работ. Компьютерное учебное пособие построено в соответствии с принципами исторической науки, с учётом основных работ исследовательского, учебно-методологического характера по исторической науке. Структура пособия состоит из четырёх модулей, содержащих текстовое изложение материала. В работу включён обширный справочный материал, позволяющий студентам расширить свои познания. Для понимания теоретико-методологических проблем исторической науки, получения более полных подходов учёных - историков к событиям прошлого в учебном пособии существует глоссарий, содержащий термины и понятия, относящиеся к историографии России.

Анашкина Г.П. История и культура России ХХ века в нравах: Хрестоматия. - Ульяновск: УлГТУ, 2006. - 172 с.

Пособие "История и культура России ХХ века в нравах: Хрестоматия" развивает важнейшие и перспективные направления современной гуманитарной науки - культурологию и историческую антропологию. Новизна подготовленного учебного пособия - в антропологическом подходе к изучению истории и культуры России - в аспекте нравов, через восприятие идей и событий отдельными людьми и социальными группами, через их поведение. Материалы данной книги показывают в нравах динамику культуры, "распределение" культуры по социальным группам, позволяют увидеть взаимодействие культуры и личности, дополняют вузовские учебные пособия по истории и культуре России, помогают подготовиться к семинарским занятиям. Хрестоматия предназначена студентам всех специальностей, изучающих курсы "История Отечества" и "Культурология". Несомненно, она будет интересна широкому кругу читателей. Книга печатается в авторской редакции.

Иванов В.Г., Долгова Т.В. Отечественная история. Введение в предмет: Учебное пособие. - Тверь: ТГТУ, 2007. - 99 с.

Формулируется и обосновывается специфика предметной области вузовской учебной дисциплины "Отечественная история" как теоретико-методологической основы исторического познания, раскрывается его социально-функциональная значимость. Дается авторская интерпретация аналитических и объяснительных возможностей цивилизационного подхода в качестве ведущей парадигмы теоретического осмысления исторического прошлого России.

Никулин В.В., Слезин А.А. Послевоенный Советский Союз (1946-1991 гг.): Учебное пособие. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2005. - 156 с.

Пособие позволяет обобщить и систематизировать знания по отечественной истории второй половины ХХ века, включает лекции профессора В.В. Никулина по базовому курсу "Отечественная история", вспомогательные материалы, практические задания, предназначенные для организации семинаров, коллоквиумов, самоконтроля. Предназначено для студентов всех специальностей и форм обучения, учащихся и преподавателей подразделений ТГТУ, осуществляющих довузовскую подготовку абитуриентов гуманитарного факультета.

Камалова Р.Ш. Россия в период войн и революций (1914-1920 гг.): Методические указания по курсу отечественной истории для студентов первого курса технического вуза всех специальностей. - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 64 с.

Методические указания предназначены студентам первого курса технического вуза, содержат рекомендации по изучению и основные положения темы Россия в период войн и революций (1914-1920 гг.), тестовые задания, список рекомендуемой литературы. Для преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных факультетов вузов и всех интересующихся историей и культурой России. Работа выполнена на кафедре "История и культура" УлГТУ.

Халтурин В.Ю., Боброва С.П., Богородская О.Е. и др. История России с древнейших времён до 1917 года: Учебное пособие / Под ред. В.Ю. Халтурина. - Иваново: Ивановский гос. энерг. ун-т, 2003. - 294 с.

Учебное пособие содержит хронологическое изложение основных событий российской истории с древнейших времён до октябрьских событий 1917 г. Выявлению особенностей российского исторического процесса способствует обзор основных тенденций развития стран Европы и Азии. Приложения содержат словарь исторических терминов, хронологические таблицы, набор основных карт. Учебное пособие может быть использовано студентами вузов негуманитарного профиля. Подготовлено на кафедре отечественной истории и культуры ИГЭУ.

Жуков В.Ю. Новейшая история России: Перестройка и переходный период. 1985-2005: Учеб. пособие для студ. всех специальностей и форм обучения. - СПб.: СПбГАСУ, 2006. - 186 с.

Пособие посвящено проблемам отечественной истории последних двадцати лет - в годы Перестройки (1985-1991) и переходного периода (с 1991 г.). Показаны их причины, особенности, противоречия и некоторые итоги. Рассматриваются также вопросы внешней политики и культуры СССР эпохи Перестройки и новой России - в постперестроечное время. Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей и форм обучения, изучающих курсы отечественной истории и культурологии, и всех, интересующихся историей современности.


Никулин В.В., Красников В.В., Юдин А.Н. Советская Россия: проблемы социально-экономического и политического развития (1917-1939 гг.): Учебное пособие. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2005. - 128 с.

Пособие позволяет обобщить и систематизировать знания по истории становления и развития советского государства. Содержит тезисы лекций профессора В.В. Никулина по основным темам базового вузовского курса "Отечественная история", справочный материал, а также практические задания, которые могут использоваться как для организации самоподготовки, так и проведения контрольных работ, коллоквиумов и семинаров. Предназначено для студентов первого курса всех специальностей и форм обучения, учащихся и преподавателей классов с углубленным изучением истории, подразделений ТГТУ, осуществляющих довузовскую подготовку, абитуриентов гуманитарного факультета.

Есиков С.А., Слезин А.А., Двухжилова И.В. История России: век XIX: Учебное пособие. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2005. - 192 с.

Пособие позволяет обобщить знания по истории России XIX в. Содержит тезисы лекций профессоров С.А. Есикова и А.А. Слезина по основным темам базового вузовского курса "Отечественная история", справочный материал, а также практические задания, которые могут использоваться как для организации самоподготовки, так и проведения контрольных работ, коллоквиумов и семинаров. Предназначено для студентов 1 и 2 курсов всех специальностей и форм обучения, учащихся и преподавателей классов с углублённым изучением истории, подразделений ТГТУ, осуществляющих довузовскую подготовку абитуриентов гуманитарного факультета.

Слезин А.А., Самохин К.В., Захарцев С.Н. Рождение Российской империи: Учебное пособие. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2005. - 96 с.

Пособие позволяет обобщить знания по истории России XVIII века, оно содержит лекции профессора А.А. Слезина по основным темам базового вузовского курса "Отечественная история", справочный материал, а также практические задания, которые могут использоваться как для организации самоподготовки, так и проведения контрольных работ, коллоквиумов и семинаров. Предназначено для студентов 1 курса всех специальностей и форм обучения, учащихся и преподавателей классов с углублённым изучением истории, подразделений ТГТУ, осуществляющих довузовскую подготовку абитуриентов гуманитарного факультета

Проценко Ю.Л. Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII-XVIII век): Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. - 162 с.

Данное пособие посвящено периоду образования и развития абсолютной монархии (вторая половина XVII-XVIII в.). Провозглашение России в октябре 1721 г. империей имело огромное политическое значение. Это был венец преобразовательной деятельности Петра Великого, реформы которого способствовали становлению абсолютизма в России. Работа написана с использованием новейшего государственно-правового материала, относящегося к теме исследования. Достаточно подробно рассмотрено законодательство Петра I, развивающееся, наряду с растущей массой нормативных актов, по пути отраслевой дифференциации. Предназначено для студентов и всех интересующихся историей России.

Проценко Ю.Л. Сословно-представительная монархия в России (середина XVI - середина XVII века): Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. - 96 с.

Своеобразие политической действительности России XVI-XVII вв. вызвало необходимость укрепления самодержавной власти московских государей, которые на данном этапе истории не могли обходиться без участия сословий в управлении страной. В результате произошли коренные изменения в социальной структуре общества, в общественном и государственном устройстве, праве, которые досконально и глубоко рассмотрены автором данного учебного пособия. Очень подробно рассмотрено в пособии развитие права в условиях сословно-представительной монархии, детально проанализированы царский Судебник 1550 г. и Соборное уложение 1649 г. Работа написана с использованием новейшей литературы, содержащей современные подходы к фактам исторической действительности. Предназначено для студентов вузов.

Слезин А.А., Самохин К.В., Красников В.В. Российское государство в начале XX века: Учебное пособие. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2005. - 96 с.

Пособие позволяет обобщить знания по истории России начала XX века. Оно содержит тезисы лекций профессора А.А. Слезина по основным темам базового вузовского курса "Отечественная история", справочный материал, а также практические задания, которые могут использоваться как для организации самоподготовки, так и проведения контрольных работ, коллоквиумов и семинаров. Предназначено для студентов первого курса всех специальностей и форм обучения, учащихся и преподавателей классов с углублённым изучением истории, подразделений ТГТУ, осуществляющих довузовскую подготовку, абитуриентов гуманитарного факультета.

Словарь-справочник по отечественной истории: Учебно-методическое пособие / Сост.: Л.В. Смирнова, С.Н. Уваров, И.Б. Черниенко. - Ижевск: Ижевская ГСХА, 2004. - 40 с.

Учебно-методическое пособие содержит около 250 наиболее употребляемых в учебной литературе терминов и понятий. Представленные определения позволяют осмыслить основные этапы в истории российской государственности с древнейших времен до наших дней.

Свердлов М.Б. Историография, теория и практика изучения истории Руси VI-XIII вв.: Учеб. пособие для студентов ист. фак. / Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов, 2002. - 96 с. - Библиогр. в конце тем.

В учебном пособии предлагается новая концепция истории Руси VI-XIII вв. Показана смена и основное содержание исторических теорий в отечественной науке применительно к данной научной проблеме. В исследовании применены системно-структурный и генетический методы получения научных выводов на современном уровне исторического анализа. Обобщены выводы предшествующих научных школ, а также авторские наблюдения над основными процессами становления и развития средневекового русского общества и государства. Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов вузов, для профессоров и преподавателей, а также для любителей отечественной истории.

Троицкий Н.А. Русское революционное народничество 1870-х годов: (история темы): Пособие к спецкурсу для студентов ист. фак. / Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. - 2-е изд., испр. и доп. - Саратов, 2003. - 98 с.: 11 л. ил.

Пособие к спецкурсу по истории русского революционного народничества 1870-х годов содержит обзор источников, исследований и художественного отражения народнической темы с научно сбалансированными оценками разных (зачастую противоположных) точек зрения, вплоть до новейших, на идеологию, стратегию, тактику и практику революционеров-народников. Для студентов исторического факультета специальностей "История" и "Правоведение".

Есиков С.А. Летописная хронология и генеалогия древнерусских князей: материалы к лекции. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. - 24 с.

Даны материалы к лекции по отечественной истории и истории отечественного государства и права. Предназначены для студентов всех специальностей и форм обучения.

Слезин А.А., Самохин К.В. На историческом переломе: Учебное пособие. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2005. - 88 с.

Пособие позволяет обобщить знания по истории России 1914-1917 гг. Содержит темы базового вузовского курса "Отечественная история", справочный материал, а также практические задания, которые могут использоваться как для организации самоподготовки, так и проведения контрольных работ, коллоквиумов и семинаров. Предназначено для студентов первого курса всех специальностей и форм обучения, учащихся и преподавателей классов с углублённым изучением истории, подразделений ТГТУ, осуществляющих довузовскую подготовку, абитуриентов гуманитарного факультета.

Измозик В.С., Куликов Ю.С., Лейберов А.И., Лещёв В.Л., Павлов Б.В., Рудник С.Н. Отечественная история. IX-XX вв.: Справочные материалы. - СПб.: СЗТУ, 2004. - 62 с.

В пособии содержится несколько блоков информации, призванных дополнить и углубить знания студентов по дисциплине "Отечественная история". Это биографические данные глав российского государства и выдающихся деятелей отечественной истории на всём её протяжении; таблицы и схемы, отражающие систему управления государством и знакомящие с высшими органами власти; хронологический указатель, содержащий важнейшие даты российской истории; словарь терминов, раскрывающий суть важнейших терминов и понятий, встречающихся при изучении данной дисциплины.

Измозик В.С., Куликов Ю.С., Лейберов А.И., Лещёв В.Л., Павлов Б.В., Рудник С.Н. Отечественная история. IX-XX вв.: Учебное пособие. - СПб.: СЗТУ, 2004. - 343 с.

Учебное пособие соответствует требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста 650000 - "Техника и технологии" и отнесённых к нему специальностей и направлению подготовки бакалавра 550000 - "Технические науки". В учебном пособии авторы рассматривают важнейшие вопросы всех разделов курса истории Отечества, обращают внимание студентов на дискуссионные проблемы, выделяют различные точки зрения на них. По каждой теме даны вопросы для самоподготовки и списки современной литературы. Учебное пособие составлено в соответствии с государственными требованиями к обязательному минимуму coдqэжaния и уровня подготовки выпускника высшей шкапы по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины".

Потатуров В.А. Отечественная история: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2004. - 92 с.

В представленном конспекте лекций предельно кратко, но ёмко изложены все основные периоды, в рамках которых протекали важнейшие события и решались наиболее значимые проблемы российского государства и общества. В ходе изучения конспекта лекций студенты получат довольно целостное представление о российском историческом процессе, и его основных проблемах. Конспект лекций подготовлен на кафедре истории и философии МИЭМП и предназначен, прежде всего, для студентов заочной формы обучения.

Лизогуб Г.В. Отечественная история: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2005. - 42 с.

Пособие ориентирует на изучение Отечественной истории на основе многофакторного подхода. История России рассматривается как часть общемирового процесса. Включает учебно-тематический план дисциплины, соответствующий нормативно-государственным стандартам, тестовые задания, вопросы для итогового контроля. Раскрывает содержательную часть лекционного курса и семинарских занятий, предлагает основную и дополнительную литературу, темы рефератов с краткими методическими рекомендациями. Предназначено для студентов и курсантов всех специальностей и форм обучения.

Лизогуб Г.В. Отечественная история: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2007. - 132 с.

Пособие представляет собой краткий курс лекций, написанный в соответствии с учебно-тематическим планом дисциплины и согласно государственному образовательному стандарту (федеральный компонент). К изложению материала автором применен многофакторный подход. История России рассматривается как часть общемирового процесса. Содержит вопросы для самоконтроля и варианты тестовых заданий. В конце каждой лекции предлагается список литературы для более углубленного изучения обозначенной проблемы. Предназначено для студентов, самостоятельно изучающих курс отечественной истории в рамках дистанционной формы обучения, также будет полезно для студентов (курсантов) всех специальностей и форм обучения в процессе самостоятельной подготовки к занятиям, экзаменам, реферированию.

Отечественная история: Учебное пособие / Под ред. В.В. Поповой. - М.: МИЭМ, 2006. - 212 с.

Учебное пособие освещает развитие России от предыстории русской государственности до становления современного государства и общества в контексте всемирно-исторического процесса. Предназначено для студентов и преподавателей технических вузов. Подготовлено на кафедре истории и политологии МИЭМ.

Гусман Л.Ю. В тени "Колокола": Русская либерально-конституционалистская эмиграция и общественное движение в России (1840-1860 гг.): Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2004. - 376 с.

Монография посвящена развитию конституционалистского движения в России 1840-1860-х гг. Анализируются причины его неуспеха. Особое внимание уделено малоисследованным аспектам деятельности представителей либерально-конституционалистской эмиграции "эпохи великих реформ". Издание предназначено для всех интересующихся историей русского общественного движения.

Петро Н.Н. Взлёт демократии: новгородская модель ускоренных социальных изменений / Пер.на рус.яз А. Смульского. - M.: Логос, 2004. - 301 с.

В книге представлен анализ политических процессов в Великом Новгороде и Новгородской области за период с начала 90-х годов прошлого века до первых лет XXI столетия. Центральное место отведено становлению гражданского общества и присущих ему демократических институтов. Эта тема рассматривается в широком историческом, политическом, социально-экономическом и культурологическом контексте, с использованием методов сравнивнительного анализа, обширного фактического и статистического материала. Сочетание строгой научности с оригинальными исследовательскими подходами позволили автору ввести в научных оборот новые эмпирические данные и сделать теоретические выводы, которые позволяют более глубоко осмыслить политические процессы в России после распада СССР.

Парамонов В.Н. Динамика промышленности РСФСР в 1941-1945 гг.: Учебное пособие. - Самара: Изд-во "Самарский университет", 2005. - 156 с.

В учебном пособии рассматриваются проблемы динамики промышленности РСФСР в 1941-1945 гг., освещаются вопросы перестройки индустриальной сферы в чрезвычайных условиях, эвакуации и реэвакуации предприятий, территориально-отраслевые изменения, восстановление заводов и фабрик. Предназначено для студентов, изучающих курсы "Отечественная история" и "История экономики".

Ростов Н.Д. Если завтра война: Подготовка молодёжи Западной Сибири к защите Родины (1937 - июнь 1941 гг.): Монография. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004. - 221 с.

Монография посвящена анализу деятельности государственных, военных органов и общественных организаций Западной Сибири по мобилизации всех сил и средств на подготовку к приближающейся войне. На фронтах Великой Отечественной войны сибиряки стали символом несгибаемой стойкости, мужества и героизма и воинского мастерства. Они с честью справились со всеми возложенными на них боевыми задачами, олицетворяя самые лучшие черты российских воинов. В большой степени это явилось результатом их подготовки в предвоенный период. Книга может быть полезна для научных работников, профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов, а также для всех интересующихся военной историей Сибири и Алтая.

Акифьева Н.В. Краткий терминологический словарь по курсу "Отечественная история". - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. - 46 с.

Статьи словаря раскрывают смысловое содержание ключевых исторических и политических понятий, необходимых для изучения основных проблем курса. Словарь через категориальный аппарат способствует пониманию основных тенденций развития российской государственности, политической и социально-экономической жизни, этнического своеобразия народа и его духовности. Словарь предназначен для студентов всех форм обучения всех специальностей. Учебное электронное текстовое издание подготовлено кафедрой "История России" УГТУ-УПИ.

Крестьянин в миру и на войне: Материалы III Меркушкин. науч. чтений / МГУ им. Н. П. Огарева, ист.соц. ин.-т; [отв. ред. проф. Н.М. Арсентьев; редкол.: Э.Д. Богатырев, К.И. Шапкарин, В.В. Щербаков и др]. - Саранск: Тип. "Крас. Окт.", 2005. - 420 с.

Сборник материалов III Меркушкинских научных чтений посвящён 60-летию Великой Победы. В книге в исторической ретроспективе рассмотрены роль человека на войне и влияние войны на судьбу человека. Данная проблема актуализирована через призму крестьянского мировоззрения, характерного для всего аграрного Поволжья. Для студентов, преподавателей вузов, исследователей, всех, интересующихся проблемами отечественной истории XIX-ХХI века.


Aus Sibirien - 2008: Научно-информационный сборник. - Тюмень: "КоЛеСо", 2008. - 235 с.

Научно-информационный сборник включает материалы IV Международной научно-практической конференции "Стелеровские чтения", прошедшей в Тюмени 21-24 апреля 2008 г. Рекомендовано к печати решением Учёного совета Института гуманитарных исследований ТюмГУ.

Есиков С.А. Варяги в русской истории: Материалы к лекции. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2006. - 20 с.

Даны материалы лекции по отечественной истории и истории отечественного государства и права. Предназначены для студентов всех специальностей и форм обучения.

Ананьич Б.В. Власть, предпринимательство и наука в России в конце XIX - начала XX века. К истории развития производительных сил [Электронный ресурс] // Проект "Звуковая энциклопедия". - 5 с.

Успешное развитие производительных сил в любой стране возможно только в результате тесного сотрудничества представителей власти, делового предпринимательства и науки. Насколько такое сотрудничество было результативным в императорской России в конце XIX - начале XX столетия? Настоящая лекция представляет собой попытку ответить на этот вопрос. Лекция записана в рамках проекта "Звуковая энциклопедия" (создание аудиофонда лекций ведущих гуманитариев Санкт-Петербурга). Автор - Ананьич Борис Васильевич, академик РАН, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН, профессор Европейского университета в СПб.

Аврус А.И. История российских университетов: Очерки. - М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2001. - 86 с. (Серия "Межрегиональные исследования в общественных науках" № 1)

Настоящая книга является первой в отечественной литературе попыткой проследить весь путь, пройденный российскими университетами с их возникновения до конца XX века. Рассматриваются проблемы создания университетов, принятия их уставов, взаимоотношения университетов с властными структурами, внутренняя жизнь университетских коллективов. Показана общественная и культурно-просветительная роль университетов для своих регионов и страны в целом. Особое внимание уделяется деятельности старейших российских университетов. При написании книги широко использованы архивные материалы и мемуарная литература. Издание рассчитано на преподавателей и студентов университетов, а также всех интересующихся историей России и её культуры. Публикация подготовлена в рамках Программы "Межрегиональные исследования в общественных науках" (МИОН) и размещена на информационном сайте Программы.

Безгин В.Б. История сельской повседневности: учебное пособие. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. - 88 с.

В учебном пособии на основе широкого круга архивных источников раскрыта структура и дан анализ содержания различных сторон сельской повседневности России второй половины XIX - начала XX веков. Предназначено для студентов всех форм обучения, изучающих курсы "Отечественная история", "История Тамбовского края", "Особенности национальной самобытности".

Крепостное право и его отмена: История и современность. - СПб.: ФКИЦ "ЭЙДОС", 2005. - 164 с.

В брошюре представлены материалы семинара "Крепостное право и его отмена: История и современность", проведенного в Санкт-Петербурге 17 декабря 2004 г. в рамках Международного года, посвященного решением Генеральной Ассамблеи ООН борьбе против рабства и его отмене, а также проекта ЮНЕСКО "Невольничьи пути", при участии ведущих деятелей науки, культуры и просвещения. Данное двуязычное, русско-английское издание предназначено для широкого круга читателей.

Бельских И.Е. Промышленная история России М.И. Туган-Барановского. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. - 156 с.

Промышленная история России по М.И. Туган-Барановскому - достаточно сложная и интересная тема для историко-экономического анализа. С одной стороны, сложный образ творческого наследия экономиста с мировым именем, с другой - промышленная история России с бесчисленным множеством нерешённых и дискуссионных исследовательских проблем. Двойственность темы предопределила и сложность изложения фактического материала. Вопросы, рассматриваемые в книге, имеют историографический и исторический характер, оставаясь между тем сугубо экономическими. В связи с этим в изначальной основе лежит историко-экономическая концепция М.И. Туган-Барановского, изложенная не только в рамках его известной работы "Русская фабрика", но и на базе его менее известных в отечественной литературе трудов. Для научных работников, преподавателей, студентов, аспирантов и всех интересующихся отечественной промышленной историей.

История России XIX - начала XX в. Русская эмиграция первой волны (1917-1940 гг.): Указатель справочных и библиографических пособий / Сост. В.В. Ведерников. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. - 136 с.

Настоящее издание охватывает справочные и библиографические пособия по истории России 1801-1917 гг., которые вышли в нашей стране с начала 1980-х гг. по 2000 г. В состав издания также включены сведения о наиболее значительных зарубежных справочных и библиографических пособиях. Во второй части содержатся сведения об изданиях, посвящённых русской эмиграции первой волны (1917-1940 гг.). Издание может представлять интерес не только для историков, но и для представителей сопредельных отраслей гуманитарного знания - юристов, экономистов, философов, филологов.

Тинина З.П. Самодержавие и Русская Православная Церковь в первой четверти XIX века. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. - 284 с.

В монографии рассмотрен процесс церковных реформ и религиозной политики Александра I. Выявлены причины, вызвавшие преобразования в области духовной жизни страны, показаны изменения в синодальной системе управления Русской Православной Церкви, в управлении духовными школами православного исповедания, в деятельности духовной цензуры. На основе анализа законодательных актов правительства, материалов официального делопроизводства Синода и произведений программно- публицистического характера выявлены определенные тенденции взаимоотношений самодержавия и Русской Православной Церкви, которые позволяют пересмотреть сложившиеся взгляды на эти отношения в историографии. Книга адресована специалистам-историкам, преподавателям и студентам исторических факультетов, читателям, интересующимся историей Российской империи.

Военнопленные в СССР. 1939-1956: Документы и материалы / Науч.-исслед. ин-т проблем экон. истории ХХ века и др.; Под ред. М.М. Загорулько. - М.: Логос, 2000. - 1118 с.: ил. - Указ. имён, геогр. назв.: с. 1096-1116.

Представлена научная публикация наиболее полного корпуса архивных документов и материалов, освещающих пребывание пленных военнослужащих иностранных армий на территории СССР в период 1939-1956 гг. На основе рассекреченных фондов Государственного архива Российской Федерации и Центра хранения историко-архивных коллекций воссоздана политика руководства страны в отношении военнопленных, условия их содержания и трудового использования, практика выявления и наказания военных преступников, организация репатриации военнопленных на родину. Наряду с документами нормативного характера в сборник включены докладные записки, сводки и другие информационно-аналитические материалы на имя И.В. Сталина, В.М. Молотова, Л.П. Берии, Н.С. Хрущёва и других, что позволяет полнее раскрыть политические и экономические мотивы решений, принимавшихся в отношении военнопленных, а также представить новые достоверные данные о многих аспектах их содержания, труда и быта. Из обширного свода документов более 350 публикуются впервые. Вошедшие в сборник материалы дополняются и поясняются в археографическом предисловии, историческом введении, притекстовых примечаниях и ряде приложений. Сборник содержит обширный научный и справочный аппарат: именной и географический указатели, карту размещения лагерей военнопленных и интернированных по территории страны и др.

Для историков, социологов, политологов, а также специалистов аналитических центров политических, государственных, общественных (ветеранских, краеведческих) организаций. Представляет интерес для всех, кто интересуется проблемами войны и мира, историей и последствиями Великой Отечественной и Второй мировой войны.

Открытие сайта!
Сегодня наш сайт создан и постепенно будет пополнятся полезной информацией.

 

Яндекс.Метрика