Психология социальная, возрастная, детская, производства
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Курс лекций. - Ростов-на-Дону, 2002. - 232 с.
1. Общие проблемы психологии
2. Познавательная сфера личности
3. Индивидуальные особенности личности
Девяткин А.А. Явление социальной установки в психологии ХХ века: Монография / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1999. - 309 с.
Монография посвящена изучению интереснейшего явления в общей и социальной психологии - социальной установке, которая стала одним из центральных объектов изучения в ХХ веке. Даётся подробный анализ различных теорий социальной установки в отечественной и зарубежной психологии.
Предлагается оригинальная экологическая концепция социальной установки, разработанная автором на базе экологического подхода к зрительному восприятию Джерома Гибсона.
Книга предназначена для широкого круга научной общественности, студентов, изучающих психологические и философские дисциплины. Полезна для всех интересующихся психикой человека и его взаимосвязью с окружающим миром.
Математические методы в психологии. - Барнаул, 2001. - 39 с.
В настоящее время математика стала языком, на котором говорят между собой представители различных научных дисциплин, а также удобным инструментом описания тех или иных явлений в различных отраслях человеческой деятельности. Несомненным достоинством этого языка является то, что он не терпит недомолвок и двусмысленностей. Поэтому, чтобы изъясняться на нём, исследователю приходится ещё раз переосмыслить свои результаты, придать им стройность и завершённую форму.
Область применения математики постепенно расширяется. Всё большее количество дисциплин превращается в поставщиков новых интересных задач для математики. Психология присоединилась к числу этих дисциплин в первых рядах - в начале XX века. Она не только использовала результаты наиболее бурно развивающейся отрасли математики - математической статистики, - но и сама способствовала возникновению её новых разделов, в первую очередь таких, как факторный и дискриминантный анализ.
В настоящем курсе рассмотрены только самые первые ступени длинной и крутой лестницы, которую нужно преодолеть на пути к уверенному применению математических методов. За подробными сведениями, конкретными алгоритмами и другими методами исследования результатов эксперимента отсылаю читателя к литературе, список которой приведён в конце.
Психология самопознания: Учебное пособие для старшеклассников и педагогической практики студентов. - Благовещенск: Изд-во Амурск. гос. ун-та, 1996. - 99 с.
Пособие может быть использовано старшеклассниками и студентами для развития практических навыков самопознания. В процессе выполнения предлагаемых в сборнике тестов-заданий вы можете познакомиться с закономерностями межличностного восприятия и взаимодействия, овладеть конкретными приёмами предотвращения конфликтных ситуаций и достижения цели.
Камардина Г.Г. Психологические трудности общения: основы психотехнологии: Учебное пособие. - Ульяновск, 2000. - 52 с.
Освещены некоторые психологические трудности общения, психотехнологии общения, даны тесты для диагностики индивидуальных особенностей личности. Предназначается для студентов направления 521500 "Менеджмент".
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. - Ростов-на-Дону, 2002. - 146 с.
Наука о психическом развитии ребёнка - детская психология - зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. В настоящее время детская психология как отрасль знания включает два глобальных раздела - возрастная психология и психология развития.
Возрастная психология - это область знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях детей разного возраста. Психология развития - это сфера знаний, содержащих информацию о законах возрастного преобразования психологии детей. Возрастная психология и психология развития детей представляют собой неразрывно связанные области науки.
Агафонов А.Ю. Психология образных явлений: Учебно-методическое пособие. - Самара: Издательство "Самарский университет", 2003. - 37 с.
В учебно-методическом пособии описаны ведущие формы образного отражения: сенсорика, перцепция, представление.
Пособие предназначено для студентов психологических факультетов.
Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.
Психология профессиональной деятельности относится к научно-практическому направлению в психологии. В центре её внимания трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, индивидуальные особенности личности работника, характеристика профессиональной деятельности. Это весьма важно понять новым поколениям студентов, которые в будущем станут основой новой российской элиты. Профессионализм - это не только характеристики производительности труда, но и особенности мотивации личности человека труда, системы его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека.
В курсе даются основные понятия, связанные с характеристиками операционально-технической стороны становления профессионализма. Отдельно рассматриваются вопросы становления профессионала. Таким образом, курс лекций не только даёт теоретические знания, но и позволяет студентам решать вопросы собственного профессионального самоопределения, быть более успешными на современном рынке труда.
Полозов А.А. Модули психологической структуры: Учебное пособие. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004. - 201 с.
Учебное пособие позволяет студентам познакомиться с выявленными модулями психологической структуры. За основу взята концепция К. Леонгарда о структуре личности, состоящей из сферы направленности интересов, "воли и чувств" и "ассоциативно-интелектуальной". Соответственно были рассмотрены типы личности, типы характера, интеллекта, мотивации, мышления и другие. Приведено 500 фотоснимков.
Луковицкая Е.Г. Гендерная социология: Рабочая программа дисциплины и конспект лекций для специальности "Психология". - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001. - 50 с.
Курс гендерной социологии входит в блок дисциплин специализации, является элективным, преподается на отделениях очной и заочной форм обучения, предполагает предварительное изучение общего курса социологии, психологии. Целью преподавания гендерной социологии является формирование углублённого, практико-ориентированного представления о гендерном подходе к исследованию общества. Пособие, подготовленное на кафедре социологии НовГУ, включает программу дисциплины и конспект лекций
Методические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии для студентов медицинских вузов / Сост. проф. В.В. Деларю. - 3-е изд., доп. и перераб. - Волгоград, 2004. - 58 с.
Методические рекомендации подготовлены на кафедре общей и клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета на основании требований Государственного образовательного стандарта, программ курсов "Психология и педагогика" и "Социология" и методических документов Минздрава РФ.
Бурлуцкая Е.В. Психология религии: Учебно-методический комплекс по специальности 030101 - "Философия". - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007. - 21 с.
Настоящая разработка представляет собой учебно-методический комплекс к спецкурсу "Психология религии". Целью данного спецкурса является формирование и углубление знаний об истории становления данной религиоведческой дисциплины, кругом её основных проблем и современных тенденций.
Пачина Н.Н. Семинарские занятия по психологии религии: учебно-методическое пособие. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. - 90 с.
Учебно-методическое пособие по дисциплине "Психология религии" разработано для студентов исторического факультета, отделение религиоведение. Оно соответствует государственному образовательному стандарту по специальности 022200 - "Религиоведение" с квалификацией - религиовед. В нем представлены тематика и содержание семинарских занятий, в которых отражены вопросы, связанные с изучением психологического содержания религиозных учений, методов и форм воздействия на сознание человека. Даны основные понятия курса, тестовый материал для самоконтроля, список обязательной и рекомендуемой литературы.
Введение в профессию в схемах и таблицах: Учебно-методическое пособие / Сост. А.Ю. Маленова. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. - 44 с.
В пособии, состоящем из трёх разделов, отражающих логику построения курса "Введение в профессию", обобщена и систематизирована информация в виде схем, таблиц и комментариев к ним.
Для студентов факультета психологии очной, заочной и ускоренной форм обучения.
Иванова В.С. Социология и психология управления: Конспект лекций. - Томск: ТПУ, 1999. - 59 с.
Конспект лекций по курсу "Социология и психология управления" написан для студентов Томского политехнического университета специальности "Менеджмент в социальной сфере". Он знакомит студентов с проблемами управления с позиций социологической и психологической наук, а также с общими представлениями о социально-психологических закономерностях управленческой деятельности. Рекомендован к печати кафедрой социологии Томского политехнического университета.
Семечкин Н.И. Социальная психология на рубеже веков. Ч.1. История, теория, исследования: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2001. - 149 с.
Настоящее учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности "Психология".
Семечкин Н.И. Социальная психология. Ч.2: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. - 133 с.
Настоящее учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности "Психология".
Сорокун П.А. Основы психологии. - Псков: ПГПУ, 2005. - 312 с.
Предлагаемое учебное пособие имеет большое значение для общей теоретической подготовки студентов, необходимое для успешного усвоения знаний по всем разделам психологии. Оно даёт основополагающие сведения о духовной сущности человека, об особенностях его психики, о её функциях, о формах её существования, о закономерностях её возникновения и развития, о способах её изучения, об истории развития психологии как науки, о роли психики в поведении и деятельности человека, об основах психологии познания как внешнего, так и внутреннего, субъективного мира самого человека, об основах психологии личности, о её организации и структуре, о межличностных отношениях, формах их проявления и о методах их познания.
Психологический практикум. Ощущение. Восприятие. Представление: Учебно-методическое пособие / Сост.: А.В. Генералова, О.Ю. Гроголева. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. - 68 с.
В учебно-методическом пособии представлены лабораторные работы, ставшие классическими при изучении ощущения, восприятия, представления. Пособие состоит из трёх разделов: первый посвящён изучению свойств нервной системы, второй - изучению различных свойств и механизмов ощущений и восприятия, третий - изучению представлений. В пособии выделен ряд требований к оформлению лабораторных работ.
Для студентов психологического факультета очной и заочной форм обучения.
Слабинский В.Ю. Психологическое консультирование: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. - 186 с.
Пособие предназначено для студентов-психологов. Пособие состоит из 4 глав, в которых выборочно, и вместе с тем достаточно детально изложены вопросы, имеющие отношение к теории и практике консультирования. В первой главе рассматриваются различные точки зрения на общие теоретические вопросы консультирования, даётся определение психологическому консультированию, рассматриваются его связи со смежными и родственными специальностями. Вторая глава посвящена описанию типичных проблем, с которыми клиенты обращаются к консультанту, в соответствии с критериями МКБ-10. Третья глава включает в себя шесть разделов, посвящённых различным методам психологического консультирования (трансакционный анализ Э. Берна, позитивная психотерапия Н. Пезешкиана, методы релаксации, телесно-ориентированная психотерапия, личностно-ориентированная (реконструктивной) психотерапия Б.Д. Карвасарского, поведенческая психотерапия А. Бека, А. Эллиса). В четвёртой, заключительной главе рассматриваются этические рекомендации, выработанные ведущими профессиональными ассоциациями, приводятся принципиальные критерии оценки этичности поведения консультанта в различных ситуациях, затрагиваются вопросы влияния личности самого консультанта и его семейной ситуации на эффективность психологической помощи.
Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости. Монография. - М.: Международная педагогическая академия, 2001. - 192 с.
В данной монографии представлены психологические основы возникновения наркотической зависимости, зависимых и созависимых отношений, развивающихся в семьях наркоманов. Большое внимание уделяется описанию авторской психологической теории зависимости и созависимости, рассматриваются формы и методы психологической работы в случае созависимых отношений, приводятся данные практической работы с семьями наркоманов. Материалы монографии ориентированы на профессорско-преподавательский состав, исследователей негативных зависимостей, психологов, наркологов, педагогов, социальных работников.
Мельник С.Н. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. - 74 с.
Курс "Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга" входит в программу специальных дисциплин учебного плана, предусматривающую подготовку дипломированных специалистов психологов по специализации "Социальная психология". Целью курса является освоение теоретических и методических основ социально-психологического тренинга, знакомство с общими теоретическими основами групповой психологической работы, а также с различными видами тренинговых групп. Проблема социально-психологического тренинга в содержании курса рассматривается с двух позиций: как метод групповой психологической работы, направленный на повышение коммуникативной компетентности, и как метод групповой психологической работы, способствующий личностному росту и развитию индивида. Курс социально-психологического тренинга строится с учетом необходимости решения как общеобразовательных, так и профессиональных специальных задач. Он включает материал, позволяющий получить представление об общих теоретических положениях социально-психологического тренинга, а также о различных видах групповой психологической работы. В процессе подготовки по курсу целесообразно обращаться к учебной, справочной, научной литературе, список которой приводится в содержании курса. Самостоятельная работа студентов по курсу рассчитана на творческую работу со специальными текстами, умение ориентироваться в литературе по изучаемой теме, способность вырабатывать своё отношение к анализируемому материалу.
Титкова Л.С. Математические методы в психологии: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2002. - 140 с.
Данное учебно-методическое пособие является дополнением к электронному учебнику по курсу "Математические методы в психологии" и предназначено для контроля и проверки теоретических знаний по дисциплине. Учебное пособие включает в себя список вопросов, необходимых для теоретического изучения данного курса и тестер, для проверки знаний. Студент должен: овладеть системой знаний о применении математических методов в психологии; научится интерпретировать, полученные результаты; подготовиться к выполнению практических заданий, которые предусмотрены в изучаемом курсе.
Титкова Л.С. Психодиагностика: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. - 79 с.
Цель данного учебного пособия - дать студентам психологических факультетов знания в области психологической диагностики, познакомить с методами разработки, адаптации и модернизации психодиагностических методик, ознакомить учащихся с основными методами и методиками диагностики физиологических особенностей личности, свойств личности, интеллекта, общих и специфических способностей. Учебник включает в себя введение, 4 раздела, глоссарий, приложение. Курс изучения заканчивается тестированием по всем темам.
Горячев М.Д., Долгополова А.В., Ферапонтова О.И., Хисматуллина Л.Я., Черкасова О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие. - Самара: Издательство "Самарский университет", 2003. - 187 с.
Пособие предназначено для студентов, изучающих дисциплину "Психология и педагогика", и включает содержание разделов курса, рекомендации для подготовки к семинарам и самостоятельной работе студентов, описание практической работы на семинарах и лабораторных занятиях.
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс "Психология и педагогика".
Болотина Л.А., Ильина Е.А. Психология и педагогика: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. - 68 с.
Конспект лекций предназначен для студентов МИЭМП всех форм обучения.
Настоящее издание составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом дисциплины "Психология и педагогика". Содержание работы раскрывает основы двух дисциплин как взаимопереплетающихся и взаимодополняющих друг друга наук. Подобный подход основывается на классификации наук, предложенной академиком Б.М. Кедровым, согласно которой психология занимает центральное место в этой классификации, являясь фундаментальной наукой, а педагогика опирается на её выводы и положения. Эти дисциплины имеют ряд общих исследовательских методов и методик воздействия на личность, что важно для формирования личности специалиста. В конспектах лекций коротко раскрыты основные этапы истории психологии и педагогики, освещены важнейшие проблемы этой дисциплины, предложены методы практического применения полученных знаний.
Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - М.: МГУ, 2005. - 468 с.
Сборник научных трудов.